Не контрик ли я? Конфликтная ситуация

Опять чуть не поссорился с моим другом Васей, управляющим соседнего подворья. Он с переполняющей гордостью рассказал, как вчера наши лётчики бомбили Сирию. «112 вылетов, сорок семь пораженных целей, представляешь? Полный разгром!», – с придыханием торжествовал Василий, поразительно точно передавая не только содержание, но и гипнотизирующий пафос диктора утренних «Вестей».


А я снова почувствовал себя несознательным элементом. Ну не вызывают возвышенных чувств эти бомбоудары, хоть ты тресни от потуг. В начале как-то машинально ещё вникал. «Совершено 197 боевых вылетов, поражено 85 целей». А куда попали остальные «112 вылетов»? Даже за один – современным оружием можно сравнять с землей не одну цель. Выходит, промахнулись или заблудились? И другое не очень понятно: террористов больше года бомбят-бомбят, а они продолжают атаковать даже столицу Дамаск. Что-то в этой истории нам сильно недоговаривают. Вот и приходят в голову всякие мысли. Можно, конечно, покопаться в интернете, но там столько сейчас фейков и разного спама…


- А ты вообще знаешь, где эта Сирия? – начинаю охлаждать перевозбужденного Василия.


- А то! На Ближнем Востоке, конечно… И что? – не остывает мой друг.


Так 60 стран, в том числе богатейших держав мира, долбят исламистов- террористов. Без нас, что и на Ближнем Востоке уже не обойдутся? Бюджет трещит по швам, зарплаты падают, цены почти удвоились, тарифы растут, нищета захлёстывает, а мы такие щедрые – сотни миллионов каждый день швыряем по аравийскому ветру. Пусть даже образно говоря – на головы бандитов. В день, по подсчётам РБК (по иностранным расчетам гораздо больше), война в Сирии обходится казне примерно в 250 миллионов рублей. Умножь на 360 дней…


- Мы должны показать миру силу и могущество страны. Неужели вы этого не понимаете? – перешел на «вы» Василий Николаевич, что обозначило предконфликтную ситуацию.


Но я решил на этот раз идти до конца.


Могущество и процветание современной мировой державы – это, прежде всего, высокий уровень жизни и достаток её граждан. Счастливые люди – вот образец любой цивилизованной державы. У нас, конечно, процентов 8-10 действительно счастливчики, которые купаются в благополучии. Это как раз представители этих сверхобеспеченных и режут бюджет образования и здравоохранения, сохраняя огромный военный, сокращают зарплаты и отменяют индексации и без того мизерных пенсий пожилых людей.


- Ну, слышал, зарплаты подрезают, это плохо, – соглашается Василий. – но чтобы пенсии трогали… Этого не может быть.


Может, Вася, может. И это всё – от бесконтрольности, от неограниченной вседозволенности чиновников. Буквально на днях Госдума отменила индексацию пенсий не работающим пенсионерам, а работающим сократила до 4 процентов. Посчитай, теперь пенсии астраханцев, как и всех россиян, уменьшились по сравнению с прошлым годом ровно на 4 процента.


О чём думали депутаты и крупные чиновники, принимая решение, которое усложнило и без того трудную жизнь миллионов простых людей? Да о чём может думать заурядный равнодушный человек, получающий от четырехсот тысяч в месяц? Но виноваты в отсутствии элементарной скромности не только народные избранники, а и те, кто позволил им назначить самим себе такие баснословные зарплаты.


Вот чем теперь отличается эта сверхобеспеченная публика при власти от коммунистической номенклатуры? У партийцев-ленинцев, правда, не было много денег, зато были бесплатные спецполиклиники и больницы, шикарные закрытые от простого люда санатории и регулярные продуктовые пайки. Точно также они безбожно врали по телевизору про светлое будущее и бесстыдно-припеваючи жили в счастливом настоящем.


- Ты помнишь, Вася, как недавно бузили греки, когда сократились их доходы? Пенсии, например, упали до нищенского уровня в 500 евро. По-нашему, это чуть больше сорока тысяч в месяц. Маловато, конечно. Им бы, прости господи, нашу пенсию…


Пенсионные метаморфозы оказались неприятной новостью и заметно озадачили друга Василия. Но не настолько, чтобы поколебать вдолбленную в сознание совковую готовность «если надо, то затянем пояса…»


- Есть вещи, которые поважнее всего, – поубавил всё-таки напористость Василий Николаевич, убеждая теперь то ли меня, то ли себя самого. – Безопасность страны, например. Вот вы пожалели бы деньги на оборону?


- На оборону – нет. Но кто на нас нападет?


- Господи, – нервно удивился Василий. – Да каждый день об этом везде говорят. Исламисты, кто ещё?


А вот тут пропаганда Васю подвела, кто же такие сложные истории внушает людям прямо в лоб? Эфирная плазма крепко схалтурила, подвели телевизор штатные пропагандисты…


Во-первых, головорезы из Сирии почти ничем не отличаются от бандитов «Аль-каиды» или «Талибана» в Афганистане, или «Боко Харама» в африканской Нигерии. Во-вторых, они все зверствуют под знамёнами ислама и все дружно угрожают покарать неверных и завоевать мир… Бахвальство невежественных людей.


Да мало ли что могут болтать малообразованные небритые отморозки из далёких стран третьего мира. Всех апологетов средневековья будем теперь бомбить? Если говорить серьёзно об этой большой проблеме, то у нас давно принят закон, позволяющий правоохранительным органам крутить членов этих и других террористических формирований уже на границе России. То есть до того, как бандюки вздумают приехать в гости (или свои вернутся). И не надо даже доказывать, что именно они делали в горячих точках. Одно участие – по этому закону – тяжкое уголовное преступление. Так что при чёткой и грамотной работе спецслужб никакой особой угрозы эти бандиты не представляют. Ну а при отсутствии бдительности наших многочисленных правоохранительных органов – теракт может устроить даже выживший из ума отечественный идиот…


Понимаю, мою политическую несознательность, недоделанную зомбоящиком, коммунисты (в том числе и нынешние) назвали бы подозрительной неблагонадежностью, а тоталитарные большевики-сталинисты и вовсе – контрреволюционной. А что поделать, если размер пенсий российских стариков для меня гораздо важнее судьбы большой семьи сирийских диктаторов Асадов. Ну причём тут наши пенсионеры, если Асад-старший посадил на трон не самого умного из своих наследников, который и довёл страну до братоубийственной гражданской войны. И вообще, какое нам дело, что происходит на чужой территории в далёкой Сирии, если беднеет собственный народ? Сколько раз лидеры правящей партии и её правительства клялись по телевизору о своей исключительно прагматичной внешней политике. В переводе на русский – это когда власть в первую очередь заботится о благополучии своих людей, а не заграничных. Сокращение зарплат и пенсий в условиях нарастающего кризиса заботой никак не назовёшь…


Конечно, со своими пятнадцатью тысячами без толчеи и пробок и на свежем воздухе Василий Николаевич не так сильно чувствует пинки кризиса. Он даже не сталкивается лично с таким ненасытным монстром как зимний ЖКХ, хотя как-то пожаловался, что хозяин «платит десятку в месяц» только за электричество.


И всё-таки, «необычная информация», от которой Василия так заботливо оберегает телевизор, заставила его крепко задуматься. Он даже простил мою политнеграмотность.


- Вы не обижайтесь, если что не так сказал, – попросил Василий на прощание. – У меня тут кроме телевизора ничего и нет.


Перефразируя профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» посоветовал Васе – «так и не смотри вовсе»…


Василий Николаевич ушёл, а мне показалось, что не сказал ему самое важное в этой истории с бомбардировками. Мне кажется, что военные интервенции как способ изменить миропорядок показали свою крайнюю неэффективность и заканчиваются, как правило, полным фиаско. Насилие в современном мире уже не помогает как раньше достигать поставленных целей. Речь, понятно, не о бандитах, о народах. Выход тут один – в договорной кооперации стран на основе взаимных уступок и компромиссов. Другого не дано. Звучит, конечно, наукообразно, но подтверждается примерами из жизни: Вьетнам, Афганистан, Ирак… Чем закончились все попытки умиротворить эти государства сверхдержавами США и СССР?


Известно, что умные учатся на чужих ошибках, а другим почему-то и свои не помогают. Как не хочется, чтобы такое думали именно о нас.


Николай Василич, журналист


Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.


Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» №1 (659), 2016 г.