ОАО «ЛУКОЙЛ» может отложить запланированный на март тендер на обустройство месторождения им. Филановского на Каспии. Планировалось, что обустройство потребует инвестиций на уровне $5 млрд, а в конкурсе примут участие астраханские судостроительные компании. Аналитики полагают, что ЛУКОЙЛ сможет вернуться к проекту не раньше чем через год.

Запланированный на март первый тендер ЛУКОЙЛа по обустройству месторождения имени Владимира Филановского может не состояться. В середине февраля совет директоров Группы собирается принимать решение по инвестиционным проектам. «От этого стратегического решения зависит и сама судьба тендера по Филановскому», — пояснил пресс-секретарь компании Владимир Семаков. Днем раньше президент компании Вагит Алекперов в интервью The Wall Street Journal объяснил, что ЛУКОЙЛ откладывает пуск месторождения им. Филановского из-за падения объемов добычи нефти. По словам Вагита Алекперова, спасти этот и другие инвестиционные проекты компании поможет только снижение налога на нефтяные компании на 10 млрд рублей в год. В отсутствие налоговых послаблений компания, по словам господина Алекперова, уже сократила инвестиционную программу 2009 года на 20%.

Как заявлялось ранее, обустройство месторождения им. Филановского должно было начаться в 2010 году, а добыча — в 2012 году. Весь проект оценивался менеджерами ЛУКОЙЛа в $5 млрд. При этом в компании подчеркивали, что добыча нефти на первом каспийском месторождении им. Корчагина начнется, как и планировалось, в декабре этого года. Этот инвестиционный проект оценен примерно в 1 млрд долларов.

Месторождение, носящее имя бывшего председателя совета директоров ЛУКОЙЛа Юрия Корчагина, расположено в российском секторе Каспия, на структуре Широтная, в 180 километрах от Астрахани и 240 километрах от Махачкалы; глубина моря — 11-13 метров. Было открыто в 2000 году. На протяжении 15-20 лет уровень добычи здесь будет составлять в среднем около 1,1 млрд кубометров газа и 2,2 млн тонн нефти в год. Предполагаемая добыча нефти за 30 лет составит 28,8 млн тонн.

Месторождение, названное в честь известного нефтяника Владимира Филановского, открыто в 1996 году и является крупнейшим многопластовым нефтегазоконденсатным месторождением на лицензионном участке ЛУКОЙЛа. Нефть составляет 75% суммарных запасов месторождения, тогда как все остальные месторождения, открытые ЛУКОЙЛом на Каспии, преимущественно газовые. По предварительным расчетам, максимальный уровень добычи нефти на новом месторождении превысит 5 млн тонн в год, накопленная добыча — около 80 млн тонн.

По словам Владимира Семакова, астраханские судостроители «хорошо себя зарекомендовали на этом проекте». ООО «Астраханское удостроительное производственное объединение», входящее в группу компаний «Каспийская энергия», заканчивает монтаж двух ледостойких стационарных платформ, которые станут основными объектами, с помощью которых планируется добывать нефть. По мнению господина Семакова, астраханские компании «имели бы неплохие шансы участвовать в тендере на второе месторождение».

Сами судостроители уверяют, что готовы участвовать в тендерах на обустройство месторождения им. Филановского хоть сейчас. «Как только ЛУКОЙЛ официально объявит конкурс, мы готовы принять участие», — заверила пресс-секретарь группы компаний «Каспийская энергия» Елена Доможирова. В ОАО «ССЗ «Красные баррикады» заверили, что создали специально для тендера консорциум с сингапурской Keppel Offshore And Marine и московской компанией «Стройтрансгаз Инжиниринг». «Думаю, что если тендер состоится, работа достанется всем, — заявил начальник отдела по связям с общественностью «Красных баррикад» Виктор Николаев. — Мы претендуем заработать на строительстве буровых установок и судов обеспечения».

Впрочем, по мнению экспертов, ЛУКОЙЛ вряд ли объявит тендер раньше чем через год. Аналитик ИК «Финам» Айгюль Зиянгулова напомнила, что ЛУКОЙЛ рассматривал сразу три варианта инвестпрограммы — список проектов должен сокращаться по мере падения стоимости барреля. «Нынешний уровень цен на нефть таков, что компания вряд ли будет готова инвестировать в каспийское месторождение», — уверяет Айгюль Зиянгулова. А каспийский проект разрабатывался при цене больше 100 долларов за баррель нефти марки Urals. При этом, добавляет госпожа Зиянгулова, новые налоговые льготы также маловероятны, поскольку из-за низкой стоимости сырьевых товаров «уже есть риск недостаточной наполняемости госбюджета». «Есть, конечно, вероятность, что ЛУКОЙЛ постарается получить дешевый государственный кредит, но она также невелика», — считает аналитик.

Алексей Дмитриев, "Коммерсантъ" № 19, 04.02.2009