О взятках в детсадах Астрахани
Программа правительства России, направленная на повышение рождаемости в стране, привела к необходимости решения сопутствующих проблем. К одной из таковых относится обеспечение детей местами в учреждениях дошкольного воспитания. Несмотря на то, что рождаемость в Астраханской области повышается невысокими темпами, а в 2015 г. даже несколько снизилась в сравнении с предыдущим периодом, астраханцы по-прежнему обеспокоены ситуацией с местами в детских садах и яслях.

Местные власти предпринимали и предпринимают все возможные меры для урегулирования этого вопроса. На протяжении ряда последних лет, и в начале 2016 г. включительно, в нашем регионе были введены в строй несколько новых дошкольных учреждений. Конечно, этого недостаточно. Но при сложившейся экономической ситуации не только в стране, но и в области, можно сказать, что сделано немало.

Положительно повлияла на проблему и появившаяся три года назад возможность самостоятельной регистрации ребенка в очередь на место в детском саду через интернет на портале госуслуг. Электронный детский сад упростил не только оформление документов, но и сделал прозрачной процедуру распределения столь дефицитных мест. Итогом работы стало заявление чиновников, что на начало текущего года очередность в дошкольные учреждения Астраханской области ликвидирована, за исключением детей ясельного возраста. По мнению критиков, этот результат во многом был достигнут благодаря увеличению численности детей в группах и переходу на двухсменный режим работы. Но и над этими вопросами власти продолжают методичную работу.

Тем не менее, я отчётливо понимаю скепсис многих астраханцев, столкнувшихся воочию с проблемами при записи детей в очередь в детские сады. И дело не только в сложностях при оформлении документов. Их ещё можно преодолеть, имея три способа резервирования столь вожделенного места в дошкольном учреждении.

Сложности возникают при непосредственном общении с руководителями детсадов, в некоторых случаях воспринимающие свою должность, как источник получения дополнительного заработка. В чём-то ситуация напоминает средневековье, когда приближенный дворянин получал в кормление городок или деревушку.

Эти вопиющие случаи в данной сфере витают в Астрахани на уровне слухов, не позволяющих дать юридическую оценку действиям нечистоплотных руководителей детских учреждений и надежно стоящих на защите их конституционных прав, говоря, что назвать человека виновным можно лишь после вынесения судебного решения. И это правильно. Это краеугольные камни существования нашего государства.

Но неужели мы должны закрывать глаза на вопиющую несправедливость, сталкиваясь с ней не только в сфере образования, но и, к примеру, в медицине? Что должны делать граждане страны, принуждаемые сложной ситуацией к поиску обходных путей, зачастую незаконных? Ведь мы уже сталкивались с этим в нашем недалеком прошлом, в СССР, где тотальный дефицит стал порождением таких уродливых явлений как «кумовщина», «блат», «взяточничество». Эти явления стали одной из основных причин разрушения некогда могучей страны.

Но эта зараза в более страшной форме, затмившей все виденное нами ранее в Советском Союзе, проникла и в Российскую Федерацию. Громкие коррупционные процессы, словно в насмешку над здравым смыслом заканчивающиеся порой смехотворными приговорами, сотрясают Россию. Ведь даже несравнимые по своим масштабам взятки на низовом уровне подтачивают государственность, могут привести к новому глобальному катаклизму, которым стал в свое время распад СССР…

И вот приходит озабоченный астраханский родитель, у которого подошла очередь на получение долгожданного места, к директору одного из дошкольных учреждений города в надежде устроить свое чадо именно в этот детский сад, потому что и садик новый, и совсем недалеко от дома. С чем сталкивается проситель?

Директриса в своей высокопарной речи под камеры в рабочем кабинете сообщает, что речи ни о каких деньгах идти не должно. Что детский сад относится к числу престижных заведений в своей сфере. Поэтому предоставить место не может, так как его просто нет физически. При этом на уровне слухов известно, что три года назад запись в оное учреждение была возможна «всего лишь» за 50-60 тысяч рублей, а к настоящему времени сумма достигла фантастического рубежа в 100 000 рублей, что обусловлено «элитарностью» детского сада. Отчаявшиеся родители вынуждены искать место в другом районе.

И разорвать эту порочную практику под силу лишь гражданам нашей области. Ведь именно они сталкиваются с таким поведением руководителей дошкольных учреждений. Именно они знают факты нарушения должностных обязанностей. Это они могут рассказать о них, но не могут этого сделать не только из-за страха судебного разбирательства за клевету в стенах нашей не всегда совершенной машины правосудия, но и из-за боязни преследования за дачу взятки, по мотивам престижности или от безысходности, когда ради благополучия ребенка приходится принимать любые условия.

Да простят нас те педагоги, врачи, а также люди других профессий, на кого невольно была брошена уродливая тень из-за деятельности их «предприимчивых» коллег, воспринимающих свою должность, как шанс обогатиться за счет сложной ситуации в своей сфере деятельности.

Однако необходимо помнить, что в ситуации со слухами не может стать оправданием низкая заработная плата, ошибки руководителей, не уделявших достаточного внимания проблемным вопросам не только в сфере дошкольного воспитания, но и во многих других отраслях. У этих временщиков, занимающих должности руководителей различных детских учреждений, есть выбор: либо честно исполнять свои обязанности, либо уйти. Уйти от соблазна, от народного порицания, от осуждения коллег.

Вадим Белгородцев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 20 (678)