Судья Астраханского областного суда Л. решением от 20.12.2010 г. отказала жителю Астраханской области в удовлетворении заявленных требований по признанию недействительной ст. 2 «Предоставления жилых помещений из жилищного фонда Астраханской области по договорам социального найма» Закона Астраханской области от 10.10.2006 г. №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», который был принят Государственной думой Астраханской области и вошёл, по мнению истца, в противоречие с федеральным законом.

В своём решении судья не обоснованно указала, что требование ст. 51 Жилищного Кодекса РФ якобы не распространяется на субъект РФ, а относится к решению жилищного вопроса на федеральном уровне. В статье закона об этом ничего не говорится.

По своему содержанию статья регламентирует на любом уровне всем жилищным фондам основания для предоставления по договорам социального найма жилья гражданам, признанных нуждающимися в этом.

Судья в своём решении также просто констатирует, что п. 4 и 5 ст.13 и часть 3 ст.49 ЖК РФ дают право субъекту РФ определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ. Судья, видимо, целенаправленно не приняла во внимание, что часть 3 ст. 49 ЖК РФ чётко регламентирует предоставление социального жилья иным категориям граждан при условии признания этих граждан законом и установленных законом основаниям, нуждающимся в получении такого жилья!

Не сознательно ли и не умышленно ли судья областного суда Л. поверхностно трактует статьи Жилищного Кодекса РФ при достаточно детальном, ясном и доходчивом их изложении? Если отменить местный закон, то будут затронуты интересы не самого бедного круга лиц в Астраханской области, а вот права простых астраханцев тем временем нарушаются. Ссылаясь на вынесенный региональный закон, областные власти отказывают в выделении социального (субсидированного) жилья малоимущим гражданам, которые действительно в нём нуждаются и имеют на него право.

В статью 2 закона Астраханской области от 10.10.2006 г., №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» для получения социального (субсидированного) жилья не включены, признанные в установленном порядке, малоимущие астраханцы. А включены только иные категории граждан: работники муниципальных и областных учреждений, финансируемые из областного бюджета, сотрудники органов государственной власти Астраханской области, не замещающие должности государственных служащих, спасатели аварийных спасательных служб.

Основанием для получения социального (субсидированного) жилья из областного бюджета являются не требования п.3 ст.13, ч. 2, 3 ст.49 и ст.51 Жилищного Кодекса РФ, а стаж работы вышеперечисленных категорий граждан не менее пяти лет.

На основании ч.2 ст.2 областного закона, данным категориям граждан могут предоставляться по их выбору субсидии, на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств областного бюджета (социальные выплаты).

За четыре года существования этого закона из областного бюджета были выделены наличные денежные суммы на строительство жилья гражданам, не признанных законом нуждающимися в жилищном помещении и не имеющим законных оснований для социальной выплаты. Финансовые надзорные структуры должны провести тщательную проверку расходования бюджетных денежных средств.

Статья 2 «Предоставления жилых помещений из жилищного фонда Астраханской области по договорам социального найма» закона Астраханской области от 10.10.2006 г. № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» противоречит п. 3 ст. 13 «Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», ст. 51 «Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а также части 2, 3 ст.49 «Предоставление жилого помещения по договору социального найма» Жилищного Кодекса РФ.

Закон, принятый областными депутатами, по мнению истца, вошёл в противоречие вышестоящему нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и противоречащий Конституции РФ. Ущемляет права малоимущих жителей Астраханской области, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилье и простоявших много лет в очереди.

По мнению истца и других малоимущих астраханцев, областным законом нарушено их конституционное право на получение субсидированного (социального) жилья от государства (п.3 ст.40 Конституции РФ).

Государственная дума Астраханской области, администрация губернатора А. А. Жилкина, прокуратура и министерство юстиции по области принимали участие в судебном разбирательстве. Все отказались признать требования по внесению поправки в областной закон и привести его в соответствие с требованиями Жилищного Кодекса РФ.

Группой малоимущих астраханцев направлены соответствующие обращения с приложенным решением судьи Астраханского областного суда в Конституционный суд РФ, в правительственные органы власти и ФСБ.

Алексей Сваров,

"Факт и компромат" № 1, 14.01.11.