В воскресенье, 20 ноября, в 22 городах России рыбаки вновь вышли на улицы. По разным данным, самое большое количество рыбаков собралось в Казани - больше тысячи человек, в столице пятьсот человек, в других от сотни до трёх. Организатором митингов стал зарегистрированный не так давно «Союз рыболовов России».

Новая волна митингов была направлена против очередного законопроекта о «Любительском и спортивном рыболовстве», разработанным Росрыболовством.

В отличии от действующего сейчас закона (против которого весной прошла первая волна митингов), в этой версии Рыбопромысловые участки остаются только на искусственно созданных водоёмах (карьерах), на водоёмах, потерявших рыбохозяйственное значение (в Астрахани - это городские каналы), и на лососёвых речках Сибири, Дальнего Востока и Мурманской области. Правда, в качестве альтернативы РПУ ведомство Крайнего предлагает ввести «Фишкарты» или «Карты рыбака». Собственно, это предложение сделал я с группой рыбаков на встрече с президентом в августе этого года. И ни сколько об этом предложении не жалею, потому что на тот момент других вариантов убедить власть, что мы не халявщики, не было. Я и сейчас считаю, что "Фишкарта" - единственная альтернатива РПУ, не будет эта власть вкладывать деньги в наши реки, не до того им. Задача рыболовного сообщества сделать так, чтобы не разворовали те, что соберут в целевой фонд.

Но организаторы нынешних митингов считают, что государство сначала должно навести порядок на реках, разобраться с браконьерами, гарантировать, что деньги, собранные с рыбаков, не будут разворованы, полностью отменить РПУ, а уже потом - брать плату за рыбалку или вообще не брать. Требования вполне справедливые, только все ли они должны быть адресованы ведомству Крайнего. Росрыболовство живет и работает в той системе координат, которая выстроена в последние 10 лет. Думаю, что катастрофическое для наших рек реформирование рыбоохраны, а попросту её сокращение, произошло по указке сверху, ибо где вы видели руководителя ведомства, старающегося сократить штаты и техническую оснащённость своей вотчины по доброй воле.

Опасение, что деньги рыбаков будут разворованы тоже оправданны, но разве это претензия только к Крайнему? У нас вся страна поражена этой болезнью. Мы возмущаемся, что деньги за рыбалку будут разворованы и молчим, когда часть и очень весомая часть платежей по ЖКХ, оседает в карманах жуликов, что признал недавно сам Медведев.

Одним из требований митингующих была отставка Крайнего. Он не идеал, ещё тот персонаж, но если сравнить его с другими министрами, с тем же Сердюковым, этот хоть делает вид, что идёт на диалог, и под давлением политических обстоятельств, действительно, идёт на уступки, пусть не на радикальные, но идет. Как сказал кто то в интернете: «Уберут Крайнего, поставят Бескрайнего, что от этого изменится?». Целиком согласен с этим высказыванием.

И ещё моё нежелание организовывать митинг в Астрахани, некоторыми интернет ораторами обьявлено чуть ли не предательством интересов рыбаков. Правда, что сделали они для защиты интересов, кроме флуда в интернете, я, честно говоря, не знаю. Я считаю, что митинги - крайняя форма борьбы, эффективная если проводится к месту и ко времени. Сейчас это больше похоже на шантаж власти, к которой я тоже, мягко говоря, не питаю больших симпатий, но без диалога с которой (с той, что у нас есть) вряд ли можно добиться результата, а результат в данном случае - это вменяемый закон. Яркий пример эффективности такой тактики - встреча рыбаков с президентом в Астрахани и проведение общероссийского форума, результатом которых стал новый законопроект (пусть не идеальный, но без РПУ в Астрахани и Европейской части России), ряд поручений президента по увеличению финансирования дноуглубительных и мелиоративных работ в дельте Волги, а также поручение по увеличению количества сотрудников рыбоохраны.

Современный тренд это амплуа - радикального оппозиционера, но нужно смотреть правде в глаза. Организация этих мероприятий, сдвинувших дело с мёртвой точки - целиком заслуга губернатора Астраханской области Александра Жилкина. Вряд ли бы без его желания у президента, который был вообще не в теме, возникла мысль встретится с рыбаками.

Наконец, самое главное, почему я не организовал митинг? Потому что я на рыбалке бываю очень часто и почему-то почти не вижу тех правильных иногородних рыбаков, которые разглогольствуют в интернете. А вижу только тех, которые ловят столько, сколько ловится и сколько можно увезти на своих не дешёвых иномарках. А если это дешёвые машины, рядом с которыми стоят палатки, то на деревьях практически всегда, особенно весной, будут вешала, коптилки, бочки, в последнее время генераторы и морозилки.

Местные тоже не лучше, но большинство из нас не может позволить себе рыбалку в другом регионе.... Да что там, мало кто из астраханцев может позволить себе в Енотаевку съездить. И я твёрдо убеждён, наши реки не бездонные. Хотите брать, нужно давать что-то взамен. Иногородние рыбаки должны платить деньги. И не в федеральный фонд, как этого хочет Крайний, а в фонд того региона, в который они едут на рыбалку. И новый законопроект хотя бы отчасти приближает нас к такому варианту решения проблемы. Если он сейчас не пройдёт Думу, мы, все рыбаки, можем остаться у разбитого корыта, то бишь со старым законом, который никто пока не отменял, по которому мы будем покупать путёвки у владельцев РПУ и рыбалка будет стоить уже других денег. Только, как говорят правильные пацаны, после выборов – «будет поздняк метаться».

Олег Сарана, oleg-sarana.livejournal.com

Р.S. Митинг - не самоцель. Цель - реакция СМИ и власти. Центральная пресса молчит, разве что региональная кое-где откликнулась. Власть пока тоже ничего не заметила или сделала вид, что не заметила. Что на «выхлопе»? А ничего. Вернее, теперь шансы на диалог серьёзно уменьшились. Крайний назовёт нас маргиналами и халявщиками, которые хотят бесплатный сыр, которые всегда против и вести диалог с нами бессмысленно, особенно когда пройдут выборы. История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй в виде фарса. По моему это и произошло.