В разгар кризиса местные власти тратят миллионы на СМИ Как бы не называли действующую в России политическую систему, хорошо видно, что одновременно с укреплением исполнительной власти постепенно исчезает влияние власти «четвертой». Даже на фоне кризиса на подкормку «правильных» СМИ средств в бюджетах разного уровня не жалеют.

Местная администрация, похоже, давно не опасается, что на астраханском телевидении без ее ведома появится чтото неприятное или неожиданное. Наши голубые экраны сейчас напоминают «коммуникационную трубу с односторонним движением». Теоретически печатные СМИ могли бы рассказывать о недостатках, допускаемых руководителями города и области в своей работе. Вот только к чему «взбрыкивать», когда за популистские публикации аккуратно платят, а рекламные сборы на фоне кризиса падают? И то, что это идет вразрез с законом, в нашем регионе ничего не меняет.

На голубом глазу

Год назад прокуратура стала возмущаться: почему мэрия размещает свои нормативные акты без конкурса в одной и той же газете, которая является частным ОАО? Требовали провести открытый конкурс. Претензии прокуратуры до сих пор не удовлетворили. Но это заставило провести конкурс на «информационную поддержку» администрации.

Если быть точным – в прошлом году мэрия объявила конкурс на услуги посредника. Посредник размещал бы информацию о славных делах мэрии в СМИ «с максимально возможным разовым охватом территории распространения». За это посредник получил бы 300 тыс. рублей. На саму информацию было запланировано потратить 1,7 млн рублей. Однако не прошло и месяца, как управление муниципального заказа одумалось и отменило конкурс. О каком посреднике может идти речь, если цель конкурсов – экономить бюджет?

В апреле состоялись два новых конкурса – уже непосредственно между СМИ. По итогам первого на «размещение оперативных информационных материалов» контракт на сумму 1,170 млн рублей получил ИД «Каспий». Контракт на «размещение публицистических материалов» ценой в 2,5 млн рублей ОАО «Горожанин». Конкурс на размещение материалов «в телевизионном эфире общедоступных государственных телеканалов» на 3,5 млн рублей выиграла ГТРК «Лотос».

Вроде бы конкурс и конкурс. Заказ на публикацию «оперативных информационных материалов» не мешает размещать в газетах и на ТВ не только заказную «патоку». В свободное от заказа время. Но кто скажет хоть слово, идущее вразрез с «генеральной линией»?

Официально расходы городской администрации на СМИ составляют около 8 млн рублей. 4,3 млн рублей тратит городская дума. Это – считая плату за публикацию обязательной информации типа нормативных актов, объявлений о торгах муниципальным имуществом, о тех же муниципальных конкурсах.

Однако источник в администрации сообщает, что если дума укладывается в свой бюджет, то мэрия может тратить в разы больше. Наглядный пример астраханские телеканалы, не прошедшие через конкурс, регулярно выпускают сюжеты, подающиеся как новостные, но по сути являющиеся пропагандистскими.

Не будем забывать о том, что в октябре выборы мэра. Мэр сейчас в теленовостях появляется ежедневно и, как правило, не один раз.

Свободное падение

Областные органы власти официально тратят на освещение своей деятельности в СМИ еще больше средств налогоплательщиков. За последний год прошло несколько конкурсов. Освещать жизнь областной администрации и думы на телевидении и радио будут три астраханские телекомпании: Астраханская областная телерадиовещательная компания, ГТРК «Лотос» и «Астраханьтелеком» за 1,92 млн рублей, 4,72 млн рублей и 420 тыс. рублей соответственно. Плюс в Ахтубинске «АТВ-Центр» за 220 тыс. рублей.

Из газет больше всех получит «Волга», в учредителях которой значатся областные власти, – 2,35 млн рублей. На долю ИД «Каспий» придется 2,08 млн рублей. Нашлась работа для газеты «Астраханский мир» – на 150 тыс. рублей. О делах губернатора можно будет прочитать также на татарском и казахском языках – по 150 тыс. рублей получили газеты соответствующих культурных обществ. В каждом сельском районе местной газете выдано по 227,5 тыс. рублей на материалы «об основных направлениях деятельности органов исполнительной и законодательной власти Астраханской области» и рубрику «Трибуна депутата».

Более того на свое присутствие в выгодном свете в Интернете областные власти готовы истратить 400 тыс. рублей. Конкурс выиграло федеральное информагентство «Интерфакс». Надо думать, на астраханских сайтах губернаторские прессрелизы ставят бесплатно.

Итого получается 14,87 млн рублей. Стоит ли добавлять, что все конкурсы для СМИ – и городские и областные – за последний год проводились так, что на каждый лот приходилось ровно по одному участнику? Который, понятное дело, уверенно побеждал. То ли у нас так мало СМИ, что конкурировать некому, то ли с возможными оппонентами заранее договорились.

Говорят, что облдума и областное правительство стараются договориться с руководством СМИ еще и о бесплатных позитивных материалах. Например, в обмен на положительные рекомендации крупным потенциальным рекламодателям, которые хотели бы показать себя в средствах массовой информации.

Как известно, губернаторов нынче не выбирают, поэтому рвение областного правительства, выделяющего миллионы на создание положительного образа астраханской госвласти, тем более удивительно. Объясняться это может лишь стремлением контролировать СМИ, держа их на финансовом крючке. А ведь президент Медведев в своем ноябрьском послании Федеральному собранию говорил о том, что одной из главных российских ценностей является свобода, в том числе свобода слова. Также в своем послании президент предостерегал представителей «государственной бюрократии» от попыток воздействовать на средства массовой информации, «чтобы не сказали чего-то не так». Плохо наши «государственные бюрократы» слушают президента.

Комментарии

Николай Гришин, политолог:

— Если СМИ не самоокупается, следовательно, оно поддерживается какими-то структурами (например, властными или политическими) для трансляции политической идеологии, формирования выгодного информационного пространства. Наши СМИ ангажированы разными политическими силами. Следовательно, плюрализм есть.

Я думаю, это общая тенденция, свойственная не только Астрахани. Вероятно, такое положение дел характерно для провинции, где у СМИ дефицит ресурсов для поддержания своего независимого статуса.

Виктор Шендерович, журналист и писатель:

— У нас со свободой прессы везде не очень. Особенно в провинции, где пресса в основном принадлежит власти. Может ли СМИ сохранить независимость, принимая деньги от власти? Думаю, это вопрос договоренности и осознания. Полной независимости от дающего деньги в любом случае не получится. Ведь кто девушку ужинает, тот ее и танцует.

Алена Волгина,

"Хронометр-Астрахань" №21 от 26-05-2009