Откуда землица. Как удалось новому губернатору сократить очередь астраханских льготников сразу на 600 семей
Читаю сообщение. «В 2019 году в собственность многодетным астраханским семьям было передано 600 земельных участков. Этот показатель гораздо больше показателей 2018 года. В 2020 году планируется передать 500 участков под строительство домов в Советском районе г. Астрахани и 400 в Ленинском».

Стал прикидывать. А 600 участков – это много или мало? Если учесть, что общее количество многодетных астраханских семей стоящих в очереди давно превысило три тысячи, то это не так много. Но если сравнить динамику работы (по исполнению закона РФ) в нашей области за последние годы – то это уже заметный прогресс. И особенно он впечатляет, если вспомнить некоторые «успехи» в этом направлении предыдущей местной власти.

В эту вялотекущую историю с выделением земельных участков многодетным (и другим) астраханским льготникам вдаваться не буду. Это долго и неинтересно. Давно известно: местные столоначальники (да, наверное, любые) не проявляют особой активности там, где нет их личного интереса. И, особенно там, где их персональная ответственность за открытое бездействие стремится к нулю. Ну, так уж они устроены. Чтобы была понятна мысль, приведу только один пример неустанной заботы бывших областных чиновников о своих многодетных земляках. Многие уже уволены и критиковать их нет никакого смысла. Да и речь не о них. Разговор об исполнительской атмосфере, сложившейся в последние годы в астраханских администрациях, начиная с областной.

Итак, кому-то из начальствующих голов пришла «понтовая» мысль – взять и чуть ли не ликвидировать очередь астраханских льготников, предоставив сразу четырем тысячам семей земельные участки. Идея-то хорошая, если она была бы продумана до конца. Вышел очередной конфуз. Самые крупные земельные массивы – «Мошкариха» и «Заболдинский район», которые решили отдать многодетным семьям, оказались не просто заболоченными, они вообще затапливаются в весеннее половодье. Чиновники стали предлагать пути выхода из положения, например, оградить земли от подтопления (отсыпка землёй и подъём земельных массивов). Но на это понадобилось бы почти восемь миллиардов рублей. И немного меньше на коммуникации. Где взять такие деньги? А если бы они были, не лучше ли раздать эти огромные средства (хотя бы частично) очередникам и забыть про позорную очередь за землей? Землицы даже в нашей области может хватить на пять таких очередей! Вот так пытались позаботиться о льготниках прежние астраханские начальники.

А вы, вообще, в курсе, сколько по праву рождения принадлежит нам родной землицы? Каждому из нас. Это нетрудно посчитать. Речь о той земле, где мы появились на свет и где покоятся наши предки. Так вот, если разделить родные просторы по справедливости (и просто арифметически), каждому достанется по 12 гектаров с небольшим. Мы же не скупые, больше половины легко отдадим государству на оборонные и другие нужды. Все равно останется по пять гектаров на российскую душу.

Опять же, если учесть неблагополучную демографическую обстановку в стране (население опять уменьшилось почти на триста тысяч), условно освободившихся земельных гектаров становится все больше. Возник печальный земельный профицит. Бери сотки, сколько можешь обработать, и приноси пользу себе и людям. Ага, попробуйте оформить всего четыре сотки…

Даже в нашей современной капиталистической конституции четко и ясно определена цель земли, она используется государством исключительно как основа жизни и деятельности народа (почти дословно). Что тут непонятного? А в нашем конкретном случае все вообще перевернуто с ног на голову. Государство (не слишком-то щедрое) вдруг решило «одарить» граждан-льготников скромными земельными сотками, а посредники-госслужащие не исполняют, а то и саботируют закон. Как это возможно в цивилизованном обществе? Никак, только по причинам чиновничьей лени, вредности и безнаказанности.

Чиновники намертво вцепились в общенародную землицу, видимо, чувствуют, каким бесценным товаром она может оказаться в недалеком будущем. Вот и пытаются манипулировать землей, как своей собственной. А некоторые начальники ведут себя, прошу прощения, как собаки на сене. Ни себе, ни людям. Доходит до абсурда. Ничего не преувеличиваю. Вот только один пример из Камызякского района, свидетелем которого я был. Об этой истории рассказывал еженедельник «Факт и компромат».

Педагог, ветеран труда Валентин Николаевич Губенко купил у соседа по дачному товариществу участок земли – клочок в четыре сотки. Купил и стал пользоваться, как у нас часто бывает. А когда через несколько лет спохватился оформить сделку купли-продажи, сосед уже умер. Что тут архисложного: помочь незадачливому огороднику привести в порядок документы о купле-продаже, если даже супруга покойного продавца земли подтвердила факт сделки тех злополучных четырех грядок? При желании местной власти (тогда главой администрации района был печально известный Василий Сухоруков) посодействовать уважаемому человеку почётному работнику общего образования РФ и, кстати, почётному гражданину Камызякского района, эту «проблему» можно было разрешить в течение пятнадцати-двадцати минут. Как бы не так. И администрация района, а потом и райсуд (кто бы сомневался) вдруг наотрез отказались помочь ветерану оформить мелкую земельную сделку. Зачем? Почему воспротивились? Из-за вредности? Мог бы обратить внимание на чёрствость и равнодушие местных чиновников и бывший губернатор А. Жилкин, к которому дважды обращался Валентин Николаевич Губенко. Бесполезно. Как о стенку горохом. Вместо поддержки почетный гражданин получил отписки. Так и умер уважаемый ветеран, не добившись справедливости, преждевременной смертью. И это, как считают родственники (я с этим согласен), есть «заслуга» и местных столоначальников.

Конечно, передача земельных участков льготникам – дело хлопотное. Только простаки думают, что для этого достаточно иметь кадастровую карту и трезвого землемера. Это не так. Закон обязывает чиновников не просто отмежевать очередникам положенные земельные сотки, но и обеспечить самыми необходимыми коммуникациями и т.д. И это гораздо сложнее, чем забить размерные колышки в чистом поле или прямо на болоте.

Но закон принят, его надо исполнять. Думать, искать варианты решения проблемы, а не томить годами льготников в тысячных очередях. Вот, например, как один из выходов – компенсация льготы. Это, когда государство выкупает у семей право на земельный участок. Разумный выход. С таким предложением выступили в прошлом году областные власти. Правда сумма, была озвучена малопривлекательная, где-то 200-300 тысяч рублей за участок. Это, конечно, недостаточно. Получается, что семье проще и выгоднее завести ребенка. Впрочем, одно другому не помешает. Главное, не мучить людей и не тормозить исполнение федерального закона, а выполнять, сократив до минимума очереди за землей.

Так что если верить информации о 600 земельных новоселах, то это решительный шаг администрации в правильном направлении. Как удалось это новому губернатору? Да, уверен, как всегда, обратив свое внимание и подкрутив гайки ответственности подчиненным. Могут упрекнуть, дескать, рано расхваливаете Игоря Бабушкина. Это, может быть, всего лишь пиар политтехнологов. И пусть. Пиар получился вполне приличный. А может быть, общероссийского масштаба, если сразу все астраханские льготники получат положенное по закону. Вот это был бы пиар!

Н.В. Егоркин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №5 (858), 2020 г.