Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства, как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную, сферу. Особенно опасна коррупция в системе правоохранительных органов, поскольку подрывает веру граждан в способность государства защищать их права и свободы.

Коррупция в правоохранительных органах связана с преступностью, особенно организованной. Сущность ее проявляется в том, что она позволяет организованным преступным структурам использовать практически неограниченные возможности государственных органов власти, в том числе и органов исполнительной власти в своих интересах.

Коррупционные правоотношения в правоохранительных органах имеют самые разнообразные формы. Их можно подразделить на:

- взятку-вознаграждение, которая является наиболее простой и распространенной формой коррупционных правонарушений, поскольку она дается должностному лицу за действия, осуществляемые им в рамках служебных полномочий. Чаще всего это – оформление без очереди различного рода решений, лицензий, согласований, выдачу государственных знаков и т.п.

- взятку-подкуп можно отнести к квалифицированной форме коррупционных правоотношений. Должностное лицо правоохранительных органов получает вознаграждение за принятие хозяйственных, административных или правовых решений с нарушением (в отличие от взятки-вознаграждения) правовых норм, составляющих правовую основу его компетенции, должностного положения на условиях, как правило, самостоятельно квалифицирующиеся, как злоупотребление служебным положением, должностной подлог, халатность и другие;

- коррупционную связь – это наиболее опасная форма коррупционных правонарушений в правоохранительной деятельности, незаконные или преступные действия, направленные на создание условий использования организованными преступными группами правоохранительных органов в своих целях. Значимое событие этого правонарушения – волеизъявление должностного лица правоохранительных органов на сотрудничество с организованной преступной структурой или несколькими преступными структурами.

Астраханские связи милиции с бандитами

Коррупционные связи в правоохранительных органах являются одним из основных инструментов в процессе создания преступных структур. Ослабление роли государственного контроля, в том числе и прокурорского надзора над правоохранительными органами, приводит к неизбежному появлению преступных группировок. Так в Астраханской области появились преступные организованные группы «Русский клуб» и «Татарский профсоюз». Если основную массу преступной группы «Татарский профсоюз» составляли бывшие уголовные элементы и не чистые на руку предприниматели, то в состав «Русского клуба» входили, как правило, бывшие и действующие работники Астраханской милиции.

Несмотря на широкомасштабные акции правоохранительных органов по очищению своих рядов уровень коррупционных связей в них остается высоким.

Коррупционная связь одна из основных форм влияния организованной преступности на правоохранительные органы и органы власти в целом. По этой причине ее ни в коей мере не следует отождествлять только с взяточничеством, так как в отличие от взяточника коррумпированное должностное лицо правоохранительных органов, давшее согласие на сотрудничество с организованной преступной структурой, состоит у нее на службе и получает не разовые вознаграждения, а регулярные. Такие отношения напрямую связаны с подкупом должностных лиц правоохранительных органов.

Коррупционная связь – это индивидуальный акт предательства конституционных интересов государства и общества, совершенный должностным лицом правоохранительных органов из личных корыстных побуждений. При такой связи установленный нормативными актами порядок распределения материальных благ, преимуществ и привилегий, явно преступен, в виду того, что присущи признаки покровительства, попустительства или соучастии должностных лиц правоохранительных органов в незаконной или противоправной деятельности.

Всем известно, любая форма организованной преступности характеризуется четким разделением криминального «труда», жесткой дисциплиной и наличием коррупционных связей в правоохранительных органах, облегчающих достижение максимального преступного результата с минимальными для себя потерями.

Астраханская оргпреступность повторила эти признаки в гипертрофированном виде, с присущей региону спецификой и особым цинизмом.

«Оборотни в погонах» - этот термин появился в СМИ совсем недавно. Но то, что только-только дали огласке журналисты и высокие руководители Астраханской области, давным-давно известно простому народу. Нечестность, трусость, низкий профессионализм полицейских, лицемерность и многие другие отрицательные качества стали притчей во языцех.

Браконьерство в погонах

Ярким примером коррупционной направленности на территории региона является браконьерский бизнес во всех формах его проявления, особенно промышленное браконьерство.

О разграблении биоресурсов Волго-Каспийского бассейна отечественные средства массовой информации писали неоднократно. Несколько публикаций этой проблеме посвятили центральные газеты и журналы России, а также зарубежные издания. Но никому еще не удавалось убедительно, с фактами на руках, вскрыть масштабы многомиллиардных хищений, в которых задействованы российские государственные структуры и коррумпированные чиновники прокуратуры, администрации, полиции.

По последним данным “Севкаспрыбвода”, общие уловы в Волго-Каспии сократились, остались не до выбраны годовые квоты. В море добыто крупного и мелкого частика – не более 30 процентов квоты.

Примерно на четверть меньше, чем в прошлом году, выловлено воблы, судака, сазана и других видов рыб. Но если ситуация с частиковыми оставляет какие-то шансы на лучшее, то в отношении осетровых этой грани уже давно не существует. И если это на самом деле так, то все, о чем наш президент во время не столь давнего визита в Астрахань говорил по поводу биотерроризма на Каспии – не более чем слова, за которыми не стоит ровным счетом ничего. Или пока ничего.

В апреле 2011 года на одном из совещаний нашим губернатором было озвучено благое пожелание, касающееся хотя бы сколь-нибудь значительного, а главное – системного, улучшения ситуации с охраной рыбных запасов Северного Каспия. Регулярно проводящиеся рыбоохранные операции “Путина”, “Нерест” с привлечением людей и техники из соседних регионов Поволжья – все это, конечно, хорошо, если бы не выглядело сезонной кампанейщиной. Складывается впечатление, что губернаторский призыв представителями правоохранительных и иных структур, имеющих непосредственное отношение к охране биоресурсов, был воспринят как первоапрельская шутка, на деле обернувшаяся активизацией промышленного браконьерского промысла в Северном Каспии.

На сегодняшний день Госконтроль в сфере рыболовства на нижней Волге и Каспии явно недостаточен. И к такому не слишком новому мнению пришла бы коллегия Счетной палаты РФ, рассмотрев несколько направлений по использованию государственных средств, выделенных в 2009-2011 годах на осуществление государственного контроля и сохранения водных ресурсов. Стоило бы обратить внимание федеральных правоохранительных органов на тот факт, как осуществляется разведение и выпуск в море молоди русского осетра ФГУ «Севкаспрыбвод». Как это производство контролируется природоохранной прокуратурой и нет ли там сговора с осужденным за должностное преступление руководителем ФГУ «Севкаспрыбвод» Проценко А.И.?

Рыболовство в Астраханской области остается одной из самых проблемных и криминогенных отраслей страны. Несмотря на усилия властей, ситуация не улучшается, а ухудшается с каждым годом. На постоянно проводимых встречах, посвященных усилению борьбы с браконьерами, представители силовых ведомств и контролирующих органов ищут причины снижения численности анадромных видов рыб в регионе. Вроде бы цифры по борьбе с биопиратами внушают оптимизм и об этом не раз высказывалась прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Вера Солдатова, которая утверждала, что виной тому не только маловодье и предприимчивые браконьеры, но и правоохранительные органы недорабатывают. У множества надзорных органов браконьеры в итоге без присмотра. Осознано говорила это Солдатова или нет, предстоит выяснить надзорным и следственным органам страны. Так как прокурор Солдатова не могла не знать о том, что в Астраханской области существует промышленное браконьерство, основанное на сговоре должностных лиц. Всем известно, что сегодняшние обычные браконьеры работают под «крышами» тех самых правоохранительных и надзирающих органов, которых должна контролировать Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура. Но эти браконьеры не так уж страшны для масштабов хищений, которое осуществляет промышленное рыболовство, имея на руках официальные незаконно выданные разрешения Волго-Каспийским территориальным управлением. Все выдаваемые разрешения обязана проверить местная природоохранная прокуратура. О таких проверках ничего неизвестно.

Факты браконьерского беззакония либо не попадают в поле зрения представителей закона, либо правоохранительные структуры намеренно закрывают на это глаза. В августе 2010 года волонтёры наблюдали в Харабалинском, Енотаевском и Наримановском районах массу незаконно установленных орудий лова. Никаких мер руководителями ведомств принято не было.

В настоящее время промысловыми предприятиями перекрыты все рыбоходные каналы дельты Волги орудиями лова - секретами, особенно в Володарском, Камызякском и Икрянинском районах. Орудия лова выставляются вблизи и в самих каналах, что запрещено новыми правилами рыболовства от 2009 года.

Промышленный лов осуществляется в запретных рыболовных местах, на основании выданных разрешений в нарушение Рамсарской международной конвенции принятой в 1971 года. И на все эти факты закрывают глаза надзирающие и контролирующие органы.

С точки зрения уголовного кодекса РФ можно сделать вывод, что в Астраханской области либо действует коррумпированная организованная группа лиц, занимающаяся промышленным браконьерством, или халатность руководителей контролирующих органов, повлекшая причинение крупного ущерба России и прикаспийским государствам.

Результаты коррупции и бандитизма

В регионе продолжается массовое сокращение осетровых, а по сравнению с прошлыми годами значительно снизились запасы воблы, сазана, щуки и других видов рыб. Это снижение зависит явно не от обычных браконьеров, а, по мнению автора, от варварского промышленного рыболовства. Так, например, в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №000537, выданное ВКТУ 11 марта 2011 года рыболовецкому колхозу «Победа», заместитель руководителя Кодьяков П.Н. да же не указал количество орудий лова, таких как «невод обкидной». То есть указанное юридическое лицо может использовать один, два или десять таких неводов, которые выгребают из воды всё живое. Такое вот рациональное использование биоресурсов, не говоря о количестве добываемой рыбы, о местах добычи и использовании рыболовных судов. Видит ли данные нарушения Природоохранная прокуратура по Астраханской области?

Выделенные из федерального бюджета средства не расходуются на целевые нужды, а похищаются руководителями тех или иных органов в преступном сговоре под «пристальным надзором».

В регионе снизились мелиоративные траления, которые обязаны проводить в Волго-Каспийском территориальном управлении Росрыболовства в природоохранных зонах. Это явление произошло из-за постоянной смены руководства и коллектива ВКТУ, что послужило хорошим стимулом для промышленных браконьеров. Почти не производится изъятие ведомством запрещенных орудий лова. Начиная с 2009 года руководители ВКТУ не всегда соблюдали правила выдачи разрешений на вылов рыбы, а природоохранная прокуратура в порядке надзора не находила нарушений при выделении рыбопромысловых участков.

В регионе действуют неписанные правила

Согласно правил рыболовства Волжского-Каспийского рыбохозяйственного бассейна от 16.04.2009 года № 316, изменились границы рыбодобычи. Но до настоящего времени многие промышленники ведут лов по старым правилам рыболовства от 1984 года.

В нарушение всех существующих правил и запретов до настоящего времени происходит варварское уничтожение биоресурсов. Все разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемые Волго-Каспийским территориальным управлением с 2009 года по настоящее время, являются, по моему мнению, не совсем законными. Разрешения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдавались, как ранее говорилось, на основании старых правил, где верхняя береговая граница запретного лова смещена на километры.

Умышленно или по незнанию выдаются разрешения Федеральным агентством по рыболовству - рано или поздно предстоит выяснить следствию и прокуратуре, но объём вреда, причиненного государству, уже сегодня соизмеряется миллиардами рублей. За два года промышленного браконьерского лова причинен неизгладимый ущерб биоресурсам Каспия. Деятельность или бездеятельность руководителей ВКТУ, Природоохранной прокуратуры по Астраханской области ставят Россию под признаки назревающего международного скандала прикаспийских государств и чреваты предъявлением России международных исков со стороны Ирана, Казахстана и других прикаспийских стран, так как до настоящего времени не определен перечень промысловых участков в авандельте реки Волги и статус Каспийского моря.

Лидеры местного криминала по уничтожению биоресурсов всем хорошо известны в области, но коррупция настолько поразила ветви власти, что порой борьба становится опасной.

Способ уничтожения биоресурсов и хищения государственной собственности установлен мною на основании проведенного анализа приказа от 13.01.2009 года № 1 в редакции приказа Росрыболовства от 16.04.2009 года № 316; приказа минрыбхоза СССР от 06.04.1984 года № 179 «Об утверждении правил рыболовства в Каспийском море с впадающими реками», топографическими отметками системы «Google».

В целях научного обоснования рассмотрен рыбопромысловый Володарский район Астраханской области между координатами поворотных точек №15 и №16 северной части Каспийского моря.

Согласно правил рыболовства Волжского-Каспийского рыбохозяйственного бассейна от 16.04.2009 года № 316 запретным пространством является прямая линия между точками № 15 «северо-восточная оконечность острова Верхний Осередок» и точка № 16 «тоня «7-я Огневка» Белинского банка». Любой промысел, находящийся за пределами линии между точками № 15 и № 16, является браконьерским. Все разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов выдаваемые Волго-Каспийским территориальным управлением с 2009 года по настоящее время являются, на мой взгляд, незаконными.

На «7-й огневке» Белинского банка после введенных правил на рыболовства от 16.04.2009 года № 316 осуществляет незаконный промысел предприятие ООО «Сардинный завод» на основании выданного разрешения. Данное разрешение выдавалось на основании старых правил, где верхней береговой границей запретного предустьевого пространства реки Волга являлось устье реки Буяновская протока, на восток до точки на правом основном берегу Белинского банка, отсюда вниз до точки на восточном берегу Тишковской косы против 7 огневки Белинского банка и от этой точки в восточном направлении на 7 огневку Белинского банка. Примерное расхождение в расстоянии по законному вылову и по осуществляемому составило более одного километра. Лов предприятием ООО «Сардинный завод» осуществлялся с 2009 года по настоящее время в природоохранной запретной промысловой зоне.

С 2009 года по настоящее время предприятие ООО «Сардинный завод» причинило, по мнению автора, государству особо крупный размер, уничтожено многомиллионное достояние рыбных запасов Российской Федерации из-за преступного попустительства и халатности должностных лиц государственных органов.

Точно такие же схемы действуют во всей Астраханской области на любом направлении рек и их притоков в рыбодобывающей и перерабатывающей отрасли, о чем свидетельствуют выданные разрешения, начиная с 2009 года по настоящее время. Необходимо проверить на предмет соблюдения российского законодательства деятельность в Володарском районе предприятий ООО « Карон ТМ», Колхоз «20 партсъезда», Колхоз «Победа», Рыболовецкий колхоз «Астраханец», Рыболовецкая артель (ПК) «Дельта Плюс» и многие другие, которые в период с 2009 года по настоящее время причинили ущерб государству в особо крупно размере.

Вот такие объёмы коррупции существуют в Астраханской области. Складывается впечатление, что ни кому до этого нет дела, начиная от губернатора и заканчивая простым полицейским.

Доцент кафедры уголовного права и процесса Астраханского государственного университета, кандидат юридических наук Дегтерев Андрей Александрович,

"Факт и компромат" № 19, 08.07.11.