Плагиат Радмилы Тарковой
В Астрахани вышла книга «Словарь по археологии, истории и культуре Астраханского края» (соавтор Радмила Таркова). Издание потенциально полезное. Однако, во многом скоропалительное и достаточно далекое от реальной археологии и истории.

Так наименование «Астархан» (с. 17) не встречается в подобной форме ни в одном источнике. Связывать термин «Астархан» с аланским племенем асов совершенно некорректно, тем более, что весьма сомнительно само отождествление асов с аланами. Отсутствуют и археологические материалы, подтверждающие существование алан в Нижнем Поволжье в XIII-XIV вв.

Более чем сомнителен тезис о том, что «Астархан играл огромную роль в транзитной караванной торговле между Европой и Китаем». Достаточно ознакомиться с описанием Хаджитархана современниками. Утверждение, что «Батый основал город Сарай... (ныне село Селитренное в Астраханской области)» (с. 30), соответствует научным воззрениям первой половины XIX в. В материалах Селитренного городища полностью отсутствуют монеты второй половины XIII в.

В корне неверно утверждение, что Белая Орда (Ак-Орда) составляла восточные владения Золотой Орды (с. 30-31). Автор совершенно незнаком с цветовой символикой сторон света монголов, заимствовавших ее у Китая.

«Итиль – столица Хазарского государства... С X в. хазарская столица становится известна как Атиль» (с. 44). Видимо, Итиль стал известен как Атиль только автору словаря. В источниках такого термина как Атиль нет.

«Каменная баба... Одно из половецких каменных изваяний находится в экспозиции Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника» (с. 45) – данное изваяние не имеет никакого отношения к половецким «каменным бабам». Об этом свидетельствуют и иллюстрации на стр. 46, 67 данного издания. Изваяние в астраханском музее близко по исполнению к скульптурам первых веков н.э.

Автор, помещая под разными наименованиями – «Орда» и «Ханство» – Крымское ханство (с. 51), видимо плохо разбирается в истории как таковой, поскольку обе отдельные статьи повествуют об одном и том же политическом образовании.

«Медный век (энеолит)» (с. 53) – наименование статьи свидетельствует о слабом знании научной терминологии. «Энеолит» – переводится как «меднокаменный» век. Странно, что на с. 95 - 96 есть отдельная статья по энеолиту.

Статьи о грунтовых могильниках «Маячный I» и «Маячный II» (С. 54 - 55) свидетельствуют о слабом знании как опубликованных материалов, так и отчётов об их исследованиях. Тезис о золотоордынских погребениях как «чаще всего без инвентарных» расходится с материалами могильника, представляющими собой богатый вещевой материал золотоордынского времени. Погребение с трупосожжением на Маячном бугре II и сосуд с яйцами, скорлупа которых имела надписи на арабском языке (с. 55) никоим образом нельзя связывать воедино, поскольку сосуд с яйцами мог относиться и к другим погребениям, находившимся в десятках сантиметров рядом, а мог быть и просто элементом жертвоприношения на могильнике вообще.

В статье о темнике Ногае (с. 59 - 60) неверно указано, что хан Токта, разбив его войско, пленил Ногая и убил. Ногай был убит русским воином из войска Токты в ходе боя. Надо знать материалы по истории Золотой Орды, собранные В.Тизенгаузеном. Совершенно неверен тезис о связи самоназвания Ногайской орды с именем темника Ногая (с. 60). «Ногай» – «нехай», по-монгольски «собака», тотемический зверь. К прародительнице Чингисхана, согласно «Сокровенному сказанию», бог Тенгри явился в облике жёлтой собаки. Собака была тотемом и в Ногайской орде, о чём свидетельствуют элементы погребального обряда XIII-XIV вв.

Крайне нелеп тезис о том, что «у племен Северного Прикаспия рыболовство в эпоху камня было основным источником существования» (с. 69). Автор совершенно незнакома с археологическими материалами данного периода.

Ничем не обоснован тезис, «что особенностью савроматской культуры являются погребения женщин-жриц, сопровождающиеся особым набором вещей (костяные туалетные ложечки, каменные блюда на ножках и оружие). Эти погребения подтверждают свидетельства древних авторов о воинственных амазонках и особом положении женщины в обществе савроматов» (с. 72). Костяные туалетные ложечки потому и именуются туалетными, что использовались для косметических целей. Исходя из авторского тезиса, мы должны признать жрицами всех современных женщин, пользующихся косметикой. Правда определение «жрицы» в наше время относится к женщинам весьма специфической категории. Не существует и достоверных женских погребений с оружием, а рассказы древних авторов об амазонках относятся к тому же кругу известий, как и рассказы о людях с пёсьими головами или грифах, стерегущих золото.

В разделе о Самосдельском городище (с. 72-73) содержится прямая ложь о находках серебряных монет X в. Это было бы давно отражено в научной литературе и средствах массовой информации. А пока их нет, как нет и могильника городища, нет характерной керамики хазарского времени, все попытки выдать Самосдельское городище за Итиль носят характер авантюры.

Соотнесение городища у села Царев Волгоградской области с Сараем-Берке (с. 74), якобы построенным ханом Берке, является рецидивом воззрений первой половины XIX в. Необходимо знать работы Г.А.Федорова-Давыдова и В.Л.Егорова.

Совершенно фантастичен тезис о трансгрессии Каспия в X в. как причине гибели хазарских городов (с. 92). Необходимо знать труды Л.С.Берга.

В разделе втором, «История и культура», на с. 117, 122 содержатся вполне верные сведения о бронекатерах на Волге. Но совершенно нелепо выглядит тезис о их появлении на Волге в начале XX в. При этом, на с. 122 приведено изображение посыльного судна «Штык», построенного для Амурской флотилии. Такие суда никогда не действовали на Волге.

Ничем не обоснован тезис о том, что «... во второй половине XIX в., по сообщениям современников, жизнь в Астрахани была очень дорогой» (с. 133). Для начала, автору необходимо было бы узнать уровень заработка рабочих и цены, хотя бы на продукты питания. Подобную информацию можно найти в книге «На рубеже веков. К 55-летию образования ленинского района города Астрахани», Астрахань, 2001 г. Ну, и, в конце концов, для подтверждения своего тезиса о дороговизне жизни, необходимо было бы привести «сообщения современников». Отдает старой доброй советской идеологией, исходя из которой, до революции всё было беспросветно плохо.

Следствием детской амбициозности является включение в книгу фотографий и сведений об артисте народной оперы А.В.Таркове. А где же имена выдающихся артистов-астраханцев Б.М.Максаковой, В.В.Барсовой, Т.А.Милашкиной, И.А.Любезнова, Э.Виторгана, Б.Стеклова, Б.Невзорова, Д.Дюжева?

Составительницам «Словаря...», видимо, совершенно не известны принципы и правила составления подобного рода изданий. Вне всякого сомнения, прекрасно зная второго соавтора, автор этих строк со всей определённостью может утверждать, что её вклад в «новые прочтения» истории края ограничивается «Астарханом», а явный плагиат дело рук Радмилы Тарковой.

Столь же забавна книга «Путешествие в каспийскую столицу», Астрахань, 2009. Определенные приличия здесь соблюдены. Так к рисункам деревянного астраханского кремля и воеводы (с. 32, 33) есть указания автора изображений. Да и то только потому, что эти рисунки уже есть в книге «История Астраханского края», Астрахань, 2000 г. (с. 157). Однако, изображения астраханского герба на с. 61 и с. 63 не имеют авторского определения. Вне всякого сомнения, один из авторов предыдущей книги, ничтоже сумняшеся, способен претендовать на эти рисунки. Совершенно непонятно, почему изображение астраханского герба с грамоты императрицы Анны Иоанновны (с. 63) датируется 1703 г.? Анна Иоанновна тогда никакой императрицей не была.

Прекрасен пассаж на с. 51 о «Водяных воротах»: «Воротами жизни называли тайник – Водяные ворота, находившиеся между Никольскими и Красными воротами». Ни в одном источнике по истории Астрахани нет упоминаний о Водяных воротах, по причине их отсутствия. Если по словам Н.В.Гоголя «редкая птица долетит до середины Днепра», то до середины Волги, подходившей к самой кремлевской стене, никакая птица не долетит. Когда в Астрахани побывал Петр I, он подъехал на лодке к Никольским воротам. Никакой враг не был страшен городу со стороны Волги и не мог препятствовать набору воды из реки бочками. Да и известнейший российский бандит – Стенька Разин, атаковал кремль со стороны болотистого ильменя, простиравшегося на месте современной Ленинской площади. А такой, правда, это не было, поскольку астраханская пьянь открыла казакам калитку на Архиерейский двор. «Водяные ворота» являются плодом фантазии архитектора А.В.Воробьева, реставрировавшего астраханский кремль. Поскольку ранее он реставрировал кремли на Псковщине, где река Великая соизмерима с нашим Кутумом, то там таковые конструкции в крепостях имелись. В астраханском же кремле за «Водяные ворота» архитектор принял подвальные помещения госпиталя, построенного в начале XIX в. На с. 117 данного издания есть фотография центральной части астраханского кремля 1929-1930 гг. где и стоит данный госпиталь. Учитывая, что на момент постройки здания холодильников промышленность не выпускала, госпиталь имел глубокие подвалы, как и все здания, расположенные, например, на Косе. Вот остатки этих подвалов и были приняты за «Водяные ворота». А то в Изборске, Пскове, Копорье тайные доступы к воде есть, а в Астрахани – нет. Непорядок. Так и появилась на новопостроенной стене кремля, со стороны современной площади Октябрьской, нелепая конструкция. К счастью, заметная только с внутренней стороны. Да и то, если экскурсоводы обратят на неё внимание. Так и творятся легенды об истории древних городов. Добро бы легенды были красивые или романтичные, а не позорящие звания историков.

Казаков П.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 40, 9.11.2012 г.