Послевыборный артишок

Выборы. Много был наслышан о специфике выборов в нашем регионе, но хотелось посмотреть на всё это изнутри. Тем более представился такой случай. Я рядовой член партии, занимаюсь производством, вкалываю с раннего утра до позднего вечера и у меня нет никаких политических амбиций. Партия выдвинула меня кандидатом по 15-му избирательному округу. Это отдалённые районы города, называемые в народе «десятка», «Третий Интернационал», «второй участок» и посёлок Морской. Территория избирательного округа большая, район депрессивный, городские социальные блага туда не доходят.


Ничего не могу сказать о выборах на других округах Астрахани, но выборы на избирательном округе №15 оставили у меня в душе ощущения пустоты и тревоги за наш город, в котором предстоит жить нашим детям.


Хочу отметить, что изначально поставил себе цель провести избирательную кампанию максимально честно. Да и после выборов взял для себя тайм-аут, чтобы изложить всё без эмоций и максимально объективно.


Хочется поговорить не о кандидатах, все кандидаты на избирательном округе были люди достойные, хочется сказать об избирательной системе на местах. Там, где происходит контакт с избирателем, там, где формируются результаты, а у кандидатов и избирателей складывается мнение о выборах в целом.


Так вот, вывод мой таков: то, что происходит на избирательных участках, со словом ВЫБОРЫ, в прямом их понимании, не имеет ничего общего. Избирательная система больна, перевёрнута с ног на голову и на местах больше напоминает игру «поймают, не поймают». Вся трагедия в том, что председатели и члены избирательных комиссий заточены на партию власти и изначально имеют задачу сделать желаемый результат. А члены комиссий и наблюдатели оппозиционных партий вынуждены пресекать эти попытки. Так не должно быть!!! Таких попыток не должно быть в принципе!!! Это неправильно по определению. В понимании нормального человека председатель и члены комиссий, как люди, отвечающие за ход выборов перед законом, в совершенстве знающие их специфику, в первую очередь должны обеспечивать законность и чистоту избирательного процесса, а не наоборот, использовать своё положение на фальсификацию результатов. А наблюдатели, в том числе оппозиционные, должны быть им в помощь. Всё остальное, от лукавого.


В день голосования, передвигаясь по избирательным участкам, я понял, что избирательные комиссии на местах во главе с председателями изначально заряжены на фальсификации в пользу партии власти. Весь вопрос только в том, как и когда это получится сделать? На каждом участке это индивидуально, по обстоятельствам. А роль наблюдателей сводится к тому, чтобы эти попытки пресекать. И это противостояние между наблюдателями оппозиционных партий и членами избирательных комиссий длится в течение всего избирательного процесса. Как оказалось, ухищрений для фальсификаций у них множество.


С раннего утра председатели комиссий начинают «замасливать» представителей оппозиционных партий в составах своих комиссий. Кого покормят, коньячку предложат, кому просто предложат вперёд так называемое вознаграждение. Таким образом, определяются участки, где удалось добиться лояльности членов комиссий оппозиционных партий, а где нет. К сожалению, и тут не без греха…


Таким образом, на каждом избирательном участке складывается своя индивидуальная атмосфера для осуществления фальсификаций и вбросов. Далее начинается процесс подготовки, к вечеру члены комиссий между делом начинают украдкой выписывать из журналов фамилии не пришедших на выборы избирателей. А ответственные наблюдатели начинают этот процесс пресекать. Тут начинается представление, суета, шум на участках. Там где попались, появляются группы поддержки молодых людей спортивного вида, которые начинают оказывать психологическое давление на наблюдателей, шепча невзначай им на ухо: «Ты что, такой принципиальный, что ли?» Либо: «У тебя что, ребёнок в эту школу не ходит?».


Пойманные за руку члены комиссий с ужасом в глазах и со словами: «Меня же с работы уволят, если я этого не сделаю», начинают уговаривать, не поднимать шум и не принимать меры. Смотришь в её полные ужаса глаза и думаешь: а действительно же, не боится она, что её осудят, другого она боится.


Полиция при этом пассивна, в процесс не вмешивается. Всё это представление на участках видят пришедшие в это время на выборы избиратели. На одном из участков председатель вообще был выпимши, при подсчёте результатов «строил» дежурных полицейских как хотел. Даже неприятно было это видеть.


Главное очевидно, что весь этот процесс не хаотичен, по округу он чётко управляем, но не понять, кто этим всем руководит и зачем им это нужно? Ради явки? Так отменили нижний порог, «выборы» состоятся в любом случае. Ради победы любой ценой? Так они и так выигрывают почти везде за счёт популярности нашего президента, который, кстати, ещё до выборов дал сигнал в регионы, что выборы на местах должны пройти прозрачно и чисто.


Явка. Явки нет, не идёт голосовать народ. Приезжаю на один из участков, на 15 часов проголосовало 42 человека, приезжаю в 17 часов – 48 человек. Спрашиваю у председателя комиссии: что такая явка низкая? Отвечает: «Цыгане не пошли, обычно они нам явку делают». Ну, думаю, поеду на другие участки, а эти 50 бюллетеней и без меня посчитают. В 23 часа привозят мне с этого участка итоговый протокол. Проголосовало на участке 147 человек. Думаю: цыгане, наверное, пришли всем табором. Звоню наблюдателю, спрашиваю: «Цыгане были?». Отвечает: «Были, человек 10-15». Спрашиваю: «А ещё народ был после 17 часов?». Отвечает: «Нет, не было никого». Поехал я в окружную избирательную комиссию, председателя этого участка дожидаться, когда она результаты итогового протокола будет в публичный протокол вписывать. В 3.30 данные вписала. Где она была почти пять часов? Понятно где, журналы приводила в порядок, подгоняла под количество «проголосовавших избирателей».


Про подсчёт голосов не говорю, не рассыпавшимися пачками по 35-40 штук попадались бюллетени при подсчёте и все за «Единую Россию» или их кандидата. Но как в народе говорится: «Не пойман за руку – не вор».


И так почти на всех участках. Кандидату необходимо не только провести изнурительную избирательную кампанию, но затем ещё свои проценты при подсчёте нужно отвоевывать. А воевать не хочется, воспитаны не так, там ведь в основном женщины. Не должно быть войн на избирательных участках. Неправильно это. Каждый на своих местах должен просто честно делать свою работу. Избирательная система должна быть аполитична, независима от партии власти и административного ресурса. Избирательные комиссии разных уровней должны быть гарантом чистоты избирательного процесса, а не поводом для войн и разборок. И пока мы этого не добьёмся, не будет у нас явки на выборах, не пойдёт народ на избирательные участки.


Моё видение теперь – так, чем такие выборы, так лучше никаких. Зачем тратить огромные государственные средства, деньги налогоплательщиков на шапито под названием выборы? Кроме негатива они всё равно после себя ничего не оставляют. Мне кажется, что победителям такие выборы также не нужны. Ведь их мандаты, после всего этого на весь депутатский срок остаются под сомнением.


Лично для меня показательным был такой случай. Был на одном участке наблюдатель, очень порядочный человек, набожный. Он тоже в первый раз. Так вот, после выборов он отказался от положенного ему вознаграждения и сказал: «Знаете, Александр Егорович, раньше я всегда был за “Единую Россию”, а теперь я понял, почему Шеин голодовки устраивает».


Может ради этого и стоит баллотироваться?


Кандидат в депутаты городской думы МО «Город Астрахань» шестого созыва по избирательному округу № 15 от партии «Справедливая Россия» Александр Герлах, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 35 (645)