За прошедшие несколько дней сломано много копий по поводу того, виновен ли депутат Негерев и имеет ли его дело политическую подоплеку. Прокуратура настаивает, что все едины перед законом и депутат, напавший на сотрудника ГИБДД, должен понести наказание. Оппозиция напомнила, что сотрудник жив и не имеет увечий, и считает, что депутата И. Негерева содержали в СИЗО не для установления истины, а для устрашения всех не согласных с местной властью.

НАЕЗД НАЕЗДУ РОЗНЬ

По версии следствия, осенью минувшего года во время одной из политических акций партии "Справедливая Россия" депутат Государственной Думы Астраханской области (ГД АО) Игорь Негерев задел бампером своего автомобиля инспектора ГИБДД, находившегося при исполнении, отчего тому были нанесены "физическая боль и моральные страдания". Вслед за инцидентом последовало обвинение депутата в нападении на сотрудника охраны правопорядка (ч.1 ст.318УКРФ -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет).

Сейчас дело расследуют сотрудники Следственного управления следственного комитета при прокуратуре (СУ СКП) по Астраханской области. Однако в связи с тем, что г-н Негерев "злостно" уклонялся от содействия расследованию (не являлся на допросы, указывал неверное место своего нахождения), следствие обратилось в суд с ходатайством о его заключении под стражу. Что и было сделано: 11 июня Игорь Негерев был арестован и по решению Ленинского райсуда находился в следственном изоляторе до 18 июня.

В тот день в Астраханском областном суде состоялось судебное заседание, касающееся изменения опальному депутату меры пресечения. Кассационную жалобу адвокатов Негерева поддержали и 11 депутатов областной Думы, в том числе лидеры фракций "Единая Россия" Ирина Родненко, "Справедливая Россия" Александр Каманин и КПРФ Андрей Суслов. Они направили соответствующее обращение в прокуратуру области.

СНИМУ ВЕНЕЦ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ. НЕДОРОГО

Как только новость об аресте достигла общественности, многие задались вопросом, а куда делась депутатская неприкосновенность депутата регионального заксобрания? "АВ" выяснили, что неприкосновенность никуда не делась. Просто с некоторых пор она "уменьшилась".

Дело втом, что в начале октября прошлого года Конституционный суд РФ поставил точку в споре о неприкосновенности региональных депутатов. Вопрос касался изменений в п. 9 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, внесенных в составе "антикоррупционного пакета законов". Раньше для возбуждения уголовного дела в отношении депутата регионального парламента руководителю СУ СКП по региону необходимо было получить коллегиальное заключение трех судей суда субъекта федерации. Теперь необходимость в этой процедуре отпала - хватит решения одного руководителя СУ СКП.

Многие усмотрели в таком "упрощении" угрозу самостоятельности парламентов. Некоторые региональные активисты прямо заявили, что такие решения не могут приниматься одним человеком, так как институт "оборотней в погонах" пока не искоренен.

Конституционный суд РФ, однако, вынес вердикт, подтвердивший правоту авторов "антикоррупционного пакета". Судьи в своем вердикте отметили, что процедуры в отношении региональных парламентариев по-прежнему остаются усложненными (по сравнению с процедурами ведения расследований в отношении обычных граждан), но компетенции руководителя регионального следствия в данном вопросе вполне достаточно.

СИЗО КАК БОЛЕЗНЬ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Также волнует общественность и другой вопрос - "достоевского" масштаба - насколько соизмеримы в этом случае преступление и наказание? В конце концов, "посадили" Негерева не за наезд на госинспектора (суда по этому делу еще не было), а за уклонение от дачи показаний. Обвиняемый утверждает, что от следственных мероприятий не отказывался, от следователей не прятался, а просто был на больничном (причем, как утверждает сам И. Негерев, проблемы со здоровьем появились у него после предыдущих допросов в СУ СКП).

Но следствие упорно считает, что обвиняемый - симулянт. Судя по вердикту, судья Ленинского райсуда с этим согласен.

Как это ни странно, но в Москве только недавно отгремел скандал, участники которого также подозрительно относились к самочувствию заключенного. Речь о 37-летнем Сергее Магнитском, юристе Hermitage Capital, умершем в Бутырском СИЗО от сердечной недостаточности. Его тоже считали симулянтом. Примечательно, что, докладывая главе государства о случившемся, руководитель президентского Совета по правам человека Элла Памфилова сказала, что "скоропостижная смерть в СИЗО - это почти профессиональная болезнь российских предпринимателей".

НАША СПРАВКА.

В статьях 447-448 УПК РФ приводится перечень лиц, у которых есть юридическая неприкосновенность. В этот привилегированный список в регионах входят: депутаты всех уровней, кандидаты в депутаты (всех уровней, кроме муниципального), выборные чиновники местного самоуправления (например, мэры), судьи всех уровней, прокурорские работники, адвокаты.

Уровень юридического иммунитета у разных категорий отличается. Например, чтобы предъявить обвинение депутату ГД РФ, нужно не просто получить разрешение председателя следственного органа (СУ СКП) федеральной прокуратуры, но и заручиться согласием большинства коллег обвиняемого. А депутаты без весомого повода своих не выдают.

Самый "слабый" юридический иммунитет - у адвокатов, прокуроров и депутатов заксобраний местного уровня (а также кандидатов). Для их ареста достаточно получить согласие руководителя СУ СКП по региону.

Алексей Кожевников,

"Астраханские ведомости"