Евреи. Кто они?

Многие о них узнают из анекдотов. Познания большинства людей о евреях так и остаются на уровне этих анекдотов, но более вдумчивые люди узнают гораздо больше.

В Библии указано, что евреи – богоизбранный народ. Именно им Бог передал хранение Закона Божия – Десятисловия – Десяти заповедей Божиих. Именно в среде евреев образована мировая религия иудаизм, которая дала жизнь ещё двум мировым религиям – христианству и исламу.

В результате разрушения сначала первого храма, а затем полного разрушения второго храма и Иерусалима в I веке по Р.Х. произошло рассеяние евреев по всему миру. Но, живя в рассеянии, этот народ сохранил свою веру, язык и культуру.

В 1948 году по решению ООН было образовано государство Израиль.

Евреи - талантливые и храбрые люди. Когда в 1967 году весь арабский мир ополчился против государства Израиль с целью уничтожить его, израильская армия за семь дней разгромила своих врагов и захватила их территории. 

В какой бы стране ни жили евреи, они нигде не позорили своего имени и памяти о себе.

Астрахань древняя 

В 737 году во время Арабо-Хазарских войн хазары перенесли столицу из Семендера в Итиль, который находился недалеко от Астрахани. В этом случае рядом с Астраханью находилась столица Хазарского каганата. Но некоторые авторы считают, что Астрахань –  это и есть Итиль. Например, И.А. Бирюков в «Истории Астраханского края» писал: «Астрахань возникла на развалинах древнего хазарского Итиля». Этому есть подтверждения. На восточной окраине Астрахани было найдено хазарское Мошаикское городище. В 12 км выше современной Астрахани, на правом берегу Волги, между посёлками Стрелецкое и Новолесное находилось городище Шареный Бугор, которое некоторые историки считают хазарским поселением. 

Возможно, что название города Астрахани связано с хазарским именем или титулом Растархан, то есть «тархан асов» («командир отряда асов»). 

Ранее город назывался Хаз-тархан, Хазитар-тархань, Хазир, вероятно от имени или титула Хазар-Тархан. 

Весьма правдоподобной кажется версия, что Астрахань в хазарское время называлась Хамлидж. Это крупный портовый город, который использовали рахданиты для торговли из Европы в Китай. 

В 966 году хазарские города на Волге были разрушены Святославом.

Евреи жили на территории Нижней Волги ещё в эпоху Хазарского каганата и Золотой Орды. Однако точных сведений о наличии здесь еврейской общины нет.

Первые евреи в русской Астрахани

Первое официальное упоминание об евреях в Астрахани относится к 1805 году. Первым евреем в городе был могилевский купец Лейб Янкелевич Давыдов с семьёй — витебские купцы 2-й и 3-й гильдий, родственники Лейба, сын Янкелев Давыдов и Лейба, сын Абрамов Давыдов с семьями. Сохранилось письмо от 30 декабря 1805 года астраханскому губернатору Дмитрию Васильевичу Тенишеву: «Вручитель сего, из евреев, желает жить в Астраханской губернии». Давыдовы торговали от Чернореченского, Тверской губернии, казённого винокуренного завода, и были приняты в Астраханское купечество.

В 1804 г. Астрахань была официально включена в список городов, где было разрешено «оседать» евреям. В 1835 г. вышел новый список, и Астрахань уже в него не попала. Тех евреев, которые уже жили в городе (а было их около полусотни), предписано было удалить в течение 2-3 лет.

Помимо постоянно проживающих, в Астрахани были также временно-проживающие евреи – это были военнослужащие. В 1844 г. для них была учреждена и открыта казённая иудейская молельня. В 1845 г. евреям выделили место под кладбище, действующее и в наше время.

К 1866 году число еврейского населения значительно увеличилось и была создана религиозная община Ашкенази – именно так называют евреев – мигрантов из Германии и Восточной Европы).

Костяк составили отставные «николаевские солдаты» - евреи-кантонисты, отслужившие в армии 25 лет при Николае I, но не утратившие связи с иудаизмом и даже организовавшие тайный молитвенный дом. Они-то и стали первыми членами первой известной нам астраханской еврейской общины, официально зарегистрированной в 1866. Несколько позднее в 1872 году была построена и ныне действующая астраханская синагога. Она была рассчитана на 200 человек. В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе и подаренный библиотекой армянской семинарии уникальный свиток, который ряд специалистов относит к хазарским временам. Эти ценные реликвии пережили две мировые войны, все годы советской власти, но были похищены в девяностые годы прошлого века.

Астрахань был торговым городом с мировым размахом, несмотря на свои скромные размеры и более чем скромные внешние данные.

В 1876 году сформировалась ещё одна еврейская община – Сефард по общепринятому названию потомков евреев-выходцев из Испании, а конкретнее из колоний испанских сефардов в Крыму и на Кавказе.

В 1879 году на ул. Грязной (так называлась прежде ул.Куйбышева) построена сефардская синагога.

А всего в дореволюционной Астрахани евреи молились в четырех синагогах.

Сегодня в наличии одна – в доме 23 по улице Бабушкина.

Законы о проживании евреев смягчались. В 1879 году евреям с высшим образованием разрешено повсеместное проживание в империи. После этого еврейское население начало расти. По переписи 1897 году евреев в губернии насчитывалось 2 214 человек, или 0,2 % от общего числа жителей.

В 1907 году в Астрахани были открыты еврейское мужское училище и благотворительное общество, осуществляющее помощь Красному Кресту, больницам, богадельням.

Вскоре ашкенази и сефарды столкнулись с крайне необычной для них группой иудеев - герами, обращенными в иудаизм русскими крестьянами. Астраханская губерния стала одним из центров движения геров, в городских синагогах появились типично русские лица. Кстати, геры, до сих пор живущие в окрестностях Астрахани, когда бывают в городе, стараются зайти в синагогу.

Геры - немногочисленная группа русских по этническому происхождению, исповедующих иудаизм. Как особая религиозная группа геры выделились в начале 19 в. из секты субботников и к концу 19 – началу 20 вв. полностью восприняли ортодоксальный иудаизм. Геры считают себя евреями и стремятся к соблюдению всех предписаний еврейской религии и полному слиянию с евреями по этническому происхождению. В особенности поощряются герами браки с евреями. Геры проживали разбросанно в различных областях России, на Дону, на Кубани, на Северном Кавказе, а также в Закавказье и Сибири, куда они попали в качестве ссыльных.

Советские времена

При большевиках община переживала тяжелые времена. Три из четырех синагог были закрыты во время кампаний 20-30-х годов. В хоральной синагоге разместился еврейский клуб имени Калинина, просуществовавший до июня 1941-го. Здесь же размещался еврейский театр, в котором выступали и приезжие исполнители. Имеются данные, что в конце 30-х годов здесь выступал Соломон Михоэлс. Нынешнюю синагогу на улице Бабушкина в 1938 году тоже пытались ликвидировать. Но евреям удалось убедить власти, что молодежь службы почти не посещает, а община мол исчезнет сама собой, когда старики «домолятся» и умрут. В общем, почти так и произошло. Последний раввин умер в 1932-м. Сначала молитвы читали старики, а затем службы прекратились вовсе. 

Астраханские евреи сегодня

Возрождение общины началось лишь в 90-е годы. Из Пятигорска приехал кантор Сергей Израев, и религиозная жизнь возобновилась. Одновременно начался и численный рост общины, получившей название «Сфард». В начале 90-х в ней на молитву вставало около 700 человек. Сейчас община насчитывает около 3 тысяч человек. Немалую часть «новичков» составляют горские евреи - переселенцы из Дагестана и Чечни.

Первоначально между представителями двух этнических групп существовали некоторые трения – «горцы» даже пытались создать отдельную общину - но затем победило единство.

Недавно синагогу капитально отремонтировали (до этого последний раз её ремонтировали в 1906 году): деревянный фасад здания облицевали камнем и заново отделали изнутри. У общины установились хорошие отношения с властями, которые регулярно поздравляют евреев с праздниками. В последнем таком поздравлении, в частности, отмечалось: «Астраханские евреи внесли неоценимый вклад в историю и культуру нашего Отечества и региона, исполняя свой духовный и гражданский долг, постоянно, несмотря ни на какие испытания, воплощая в жизнь заповеди священных книг. Для жителей Астраханской области не проходят незамеченными усилия астраханских иудеев в деле поддержания мира и согласия, взаимоуважения и веротерпимости в нашем многоконфессиональном регионе». На открытии обновленной синагоги говорилось, что на астраханскую землю иудаизм пришел раньше всех остальных религий (именно в этом месте находился Хазарский каганат). 

Ныне в Астраханской области (в основном, в областном центре) проживают 1011 евреев. Их численность снижается (в 1989 году евреев насчитывалось 2137 чел.), во многом из-за эмиграции в Израиль. В 1990 году создано Астраханское областное общество еврейской культуры «Тхия» («Возрождение»). Председателем была избрана Р. Л. Шапиро, а затем общество возглавил А. М. Цейтлин. В основе деятельности общества - развитие национального языка, литературы и возрождение религиозной традиции. При обществе были открыты воскресная школа и библиотека. Ежегодно проводились иудаистские праздники: Песах, Ханука, Пурим и др. Наряду с «Тхия» в Астрахани существуют также: некоммерческая организация – Астраханский областной еврейский благотворительный фонд «Хесед» (председатель – Р. Я. Москаленко), некоммерческий благотворительный фонд (при синагоге) «Ор авнер» (председатель – П. Е. Соболева), Астраханское отделение общественной организации «Сохнут» - Еврейское агентство в России (руководитель – Е. А. Вассерман).

Среди астраханцев-евреев немало известных людей.

В Астрахани родились: З. В. Атлас, М. Я. Кац, Л. Н. Свердлин, Меер Абрамович Трилиссер, М.О. Фридланд; Иосиф Деникер (1852-1918 гг., Париж), доктор исторических наук, автор трудов по антропологии и этнологии народов Азии, с 1888 года руководитель библиотеки Национального музея естественной истории в Париже; Исай Юрьевич Рабинович (1894-1974 гг., Ленинград), дивизионный комиссар.

Все мы – граждане России – должны верно служить своей Родине, исполнять законы и выполнять обязанности, возложенные на нас. Но каждый из нас должен беречь память о своих предках, о своей нации, о своей вере, и это никак не повредит нашему российскому единству.

Н. Иванов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 35 (595), 12.09.2014 г.