Уже прошли те времена, когда человек с сотовым телефоном в общественном транспорте вызывал удивление. Да что там говорить – уже первоклассники с телефонами, которым названивают волнующиеся за них родители, стали обыденным явлением. Аналоговые стандарты связи медленно, но верно сменились цифровым GSM, в Астрахань пришли операторы «большой тройки». В общем, за несколько лет было сделано всё, чтобы сотовый телефон из атрибута роскоши превратился в необходимость.

Можете ли вы прожить без сотового телефона? Ещё, казалось бы, совсем недавно ответ на этот вопрос был бы очевиден: «да что такого в этом кусочке пластика?». А вот теперь многие люди возвращаются домой, если случайно забыли эту необходимую в наши дни вещь. Появились фразы, которые несколько лет назад был совсем непонятны, такие, как «сфотографировал на телефон», «закинул музыку на телефон» и т.п. В общем, телефон стал не просто средством связи, но и образом жизни. А как обстоит дело с сотовой связью в нашей области?

Прошлое

Началось всё в уже далёком 1995 году, когда голландская компания «Восток Мобайл» и ОАО «Связьинформ» основали пионера астраханского рынка сотовой связи – «Астрахань Мобайл». Компания предоставляла связь по ещё аналоговому стандарту AMPS, впоследствии модернизировав своё оборудование до его цифрового варианта D-AMPS, который мог работать одновременно с первым. Конкурентом её в те годы была компания «Сотел-Астрахань», использовавшая, опять же, аналоговый стандарт, но несколько другой, а именно NMT-450.

Про эти две компании в регионе появилась распространённая шутка «аналоговая связь = отличная слышимость в пределах прямой видимости», получившая особенное распространение в годы начала распространения полностью цифрового GSM, о котором речь пойдёт чуть позже.

Стандарты AMPS и NMT-450, грубо говоря, отличались в основном только тем, что первый был разработан для Северной Америки, а второй для Северной Европы. А для пользователя смена стандарта была сменой шила на мыло – качество оставляло желать лучшего. Впрочем, для того времени это было вполне естественно.

Модернизация стандарта AMPS до цифрового D-AMPS была лишь «костылём» отжившему своё формату, позволившая лишь уменьшить отрыв от более совершенных технологий при минимуме затрат. При том, что качество связи всё-таки возросло, остались многие недостатки стандарта, самым явным из которых являлось то, что для смены оператора требовалась сложная процедура в сервис-центре. В GSM, как известно, проблема решается простой сменой SIM-карты, и оператора можно менять хоть по нескольку раз в день. В общем, будущее стандарта было предрешено, и компания «Астрахань-Мобайл» решила пойти по другому пути…

«Сотел» же, с самого начала не имевший большого числа абонентов, и вовсе ушёл в небытие. Попытки модернизировать аппаратуру ни к чему не привели, аналоговые стандарты связи медленно, но верно ушли в прошлое.

Первым оператором региона, который стал представлять сотовую связь по популярному сейчас изначально цифровому формату GSM, стал «Астрахань GSM», входящий в группу компаний «СМАРТС». Открытие цифровой сети в регионе состоялось в марте 1998 года, когда компания запустила три базовые станции формата GSM-900 в Астрахани, Ахтубинске и Знаменске. В дальнейшем, в 2002 году, компания первой в регионе запустила сеть в стандарте GSM-1800. Тут, чтобы эти данные не были просто набором звуков, надо отметить разницу между этими двумя стандартами. В принципе, большинство современных телефонов рассчитано на одновременную работу с обоими, то есть – аппарат сам решает, в каком из режимов ему работать. А отличаются они в следующем: GSM-1800 обеспечивает более высокое качество связи, особенно для неподвижных объектов, требует меньшей мощности сотового телефона, а также позволяет увеличить количество абонентов, обслуживаемых одной базовой станций. Но, в отличие от GSM-900, эти базовые станции должны быть расположены чаще. В общем – GSM-1800 в полной мере раскрывает свои возможности в крупных городах, где высокая плотность населения.

В том же 2002 году в Астрахань стали приходить первые операторы так называемой «большой тройки». В октябре началась тестовая эксплуатация сети «МСС-Поволжье» («МегаФон»), а уже в ноябре в регион пришла компания «ВыпелКом-Р» («БиЛайн»). С этого момента началась жёсткая конкуренция на рынке сотовой связи области.

Ситуация стала ещё более напряжённой, когда в августе 2004 года компания «МТС» докупила остающиеся 50% акций компании «Астрахань-Мобайл» вдобавок к уже купленным в 2003 году, в результате чего она стала её полностью дочерним предприятием. 2 ноября 2004 года компания «МТС» объявила о начале предоставления услуг сотовой связи GSM-1800 в Астраханской области. 1 марта 2005 года было окончательно остановлено обслуживание сети D-AMPS. Абонентам же было предложено приобрести сотовые телефоны стандарта GSM по льготным ценам.

Настоящее

Итак, с прошлым мы разобрались. Теперь перейдём к настоящему. Война форматов на данный момент находится в стадии затишья. Пока новые сети 3G находятся только в тестовой эксплуатации, можно спокойно сравнивать услуги всех четырёх операторов сотовой связи региона, основываясь только на их качествах, а не на качествах форматов.

Сразу надо сделать отступление. Кроме четырёх основных существуют ещё два так называемых виртуальных оператора: «Ё» и «Астрахань Телеком». О первом известно то, что он использует базовые станции СМАРТС, потому говорить о нём, как об отдельном операторе не стоит. Второй же предоставляет сотовую связь по цене стационарного телефона, однако, по сведениям, арендует те же самые базовые станции у СМАРТС, так что тут обсуждать качество отдельно тоже толку нет.

Что можно сказать о качестве связи в общем? Оно однозначно плохое. Несмотря на уже довольно солидный возраст сотовых сетей, качество до сих пор оставляет желать лучшего. Причём, несмотря на частые споры о том, какой оператор всё-таки лучше, у каждого есть такие места в городе, где связь пропадает с завидной периодичностью. Разница, видимо, только в ценах.

Кстати, о них. По мнению экспертов, во многом благодаря присутствию в регионе оператора, не входящего в «большую тройку», цены на сотовую связь в области остаются на уровне ниже средних по стране. Нельзя сказать, что не входящий в «большую тройку» оператор так идеален как хотелось бы, но, тем не менее, роль сдерживающего фактора он играет, одинаково помогая как своим, так и чужим абонентам в этом плане. Конкуренция – всё-таки вещь хорошая для потребителя. Однако, свои сюрпризы, направленные на увеличение расходов абонентами, операторы всё же готовят с завидной периодичностью.

Так, например, в связи с развитием более-менее доступного Интернета по технологии GPRS (теперь уже и EDGE – обе технологии – надстройка над стандартным GSM) и частым использованием его пользователями для, например, проверки электронной почты, операторы не могли остаться в стороне от уходящих денег и ввели округление. То есть – если раньше за потраченный траффик при проверке почты (зашёл-проверил-вышел) можно было заплатить копеек 10, то теперь по-любому выходит около рубля, то есть в 10 раз больше. Хотя цены, вроде бы, остались на прежнем уровне. При этом стоит учесть, что качество услуг не возросло вообще никак и обрывы соединения происходят даже тогда, когда пользователь этого не хочет (например, при очередной потере сигнала сети телефоном в нашем городе не редкость) – масштабы прибылей операторов становятся ясны.

Аналогичная ситуация и с введением платы за соединение. Это, в общем-то, проблема федерального масштаба, однако, в Астрахани она получила своё развитие. Так, например, пару месяцев назад действительно посекундную тарификацию, к которой так долго стремилось развитие сотовых сетей, предоставлял лишь один оператор на одном тарифе! А это ведь даже не в цене дело, а в стремлении платить только за то, что фактически потратил. Но у операторов своя математика и они заставляют платить оптом.

Теперь по поводу разницы в качестве связи у операторов. Конечно же, в первую очередь оно зависит от количества базовых станций, но не только. Как сообщил источник в одной из сотовых компаний, они знают практически обо всех местах в городе, где плохо ловит сеть, однако, не везде это можно исправить из-за особенностей распространения радиоволн и стандарта GSM. К тому же, удалось узнать, что сотовые компании, несмотря на использование одного и того же стандарта, получают лицензии на несколько разные частоты, которые по-разному распространяются и, соответственно, обеспечивают разное качество связи. При этом, по словам работников компаний, существует такая тенденция – тот оператор, который получал лицензию раньше, получил лучшие частоты, который позже – худшие. В общем, не всё так просто, как казалось бы.

А вот среди обычных пользователей области существует следующий стереотип: что на севере области лучше других ловит «МегаФон», на юге – «МТС», а «БиЛайн» и «СМАРТС» представляют собой нечто среднее. Однако на данный момент правильность этого утверждения стоит под сомнением, так как постоянно открываются новые базовые станции и совершенствуются старые, в связи с чем уследить за качеством услуг каждого конкретного оператора довольно сложно и это вообще требует отдельного исследования. Тут ещё надо упомянуть особенность стандарта GSM: по сравнению с аналоговыми AMPS и, тем более, NMT-450, GSM требует гораздо более частой установки базовых станций, что может дать сильную нестабильность в качестве связи в тех местах, где операторы не могут или не хотят ставить их в нужном количестве.

Будущее

Теперь о будущем. Как уже было сказано выше, в настоящее время в нашей области тестируется сеть третьего поколения (3G). Возможностей у этой сети масса – пропускная способность будет гораздо выше, за счёт чего улучшится качество связи и повысится скорость передачи данных, в связи с чем можно будет без проблем выходить в Интернет или пользоваться видеотелефоном. Радует и то, что уже сейчас многие телефоны выпускаются с поддержкой сетей как второго (GSM), так и третьего поколений одновременно, что сделает переход к новым технологиям более лёгким. Сколько же займёт оборудование базовых станций - пока неизвестно, в одно только хочется верить, что качество связи в нашей области наконец-то достигнет приемлемого уровня и «заикающийся» мат в адрес сотового оператора на том конце линии уйдёт в прошлое.

Вадим Окороков,

"Факт и компромат", октябрь 2009 г.