Радмила как кривое зеркало астраханской науки
«Радмила – радостная и милая… Растёт спокойным ребенком, но оставлять её без присмотра не следует. У неё развитая фантазия, и трудно предугадать, что она может придумать, когда останется одна…»
Из энциклопедии имён

Сначала в жизни нашей Радмилы всё было спокойно. Школа, астраханский государственный педагогический университет. Училась хорошо, а в этом случае по хорошей советской традиции приходит решение идти в науку.

Пошла в науку и Радмила.

В 2007 году она защитила диссертацию на тему «Развитие водного транспорта в системе социально-экономических связей Нижнего Поволжья в 1861-1914 гг.»

Каждая научная работа должна расширять горизонты наших познаний.

Представьте, что человечество до 2007 года не знало о развитии водного транспорта Нижнего Поволжья в 1861-1914 годах, а после защиты диссертации Радмилы Тарковой узнало так много нового, что это кардинально изменило всеобщую психологию и мировосприятие.

Понятно, что не только для всего человечества, но и для астраханцев эта диссертация ничего не изменила и не могла изменить, потому что никаких исторических открытий Таркова не сделала. Для написания диссертации она перелопатила более двухсот источников.

Вот отрывок из «эпохальной» диссертации Тарковой:
«Влияние железных дорог на перевозки по Волге рассматривали исследователи К. Ласский, Н.Овсянников, И.Барковский и С.Шарапов. В частности, в книге офицера Генерального штаба М.Лаптева содержится материал о влиянии судоходства на экономику Казанской губернии, в том числе, сведения об истреблении лесов, несчастных случаях с судорабочими».
Что дала диссертация Тарковой современному человечеству? Ничего.

Зато Тарковой дало многое: возможность работать преподавателем в высших учебных заведениях, получать приличную зарплату, доплату за научное звание, оплачиваемый ежегодный двухмесячный отпуск, и вообще повышение социального статуса.

Неужели у Тарковой не было других тем для кандидатской диссертации?

У нас нет научных званий, но мы астраханцы, как и Таркова.

В Астрахани ещё во времена Петра I было заведено шелководство. К началу ХХ века эта отрасль пришла в упадок, но в начале ХХ века стараниями М.И.Гостинцевой шелководство было возрождено… Чем не тема для действительно полезной диссертации, которая могла бы дать позитивный импульс для современного развития шелководства в Астраханской области, где есть всё для этого?

А вот ещё одна тема для актуальной кандидатской диссертации, способной открыть непрочитанные страницы родного для Тарковой края.

28 февраля 1943 года в братском саду в общей могиле в закрытых гробах были захоронены останки бойцов и командиров Красной Армии, погибших на подступах к Астрахани в 1942 году.

В 1965 году над могилой павших воинов загорелся Вечный огонь, но на самом надгробии не было указано ни количество похороненных воинов, ни их имена.

Всё это было окутано тайной, которых в СССР было множество. Раскрывать эти тайны было тогда не безопасно. Но народная молва поговаривала о том, что под Вечным огнём покоятся женщины, трудившиеся на устройстве противотанкового рва и погибшие на месте работы. Эта молва вполне объясняла и закрытые гробы и отсутствие имён на надгробии.

Советской власти со всеми её тайнами и секретами больше нет.

Никто бы не помешал молодому историку Тарковой как следует покопаться в военных и партийных архивах тех лет, пообщаться со стариками из сёл Лиманского района, близ которых женщины-астраханки копали противотанковый ров.

Да что говорить об историческом интересе! Посреди Астрахани с 1943 года находится братская могила 27 советских солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, и никто до сих пор не знает их имён!

Копатели-поисковики через семьдесят лет находят в лесах и полях безымянные останки советских солдат и узнают их имена, а мы, астраханцы, не может узнать то, что, скорее всего, давно известно, но чьей-то недоброй волей засекречено от собственного народа.

Историки, фас, вперёд, рвите и мечите в поисках исторической правды! Бросьте заниматься никому не нужной ерундой!

Но и историки вообще и Таркова в частности никуда бросаться не хотят. Они живут в своё удовольствие.

Та же Таркова больше всего озабоченна собственным живописным творчеством по тематике и исполнению имеющим много общего с творчеством Рериха.

В перерывах между созданием очередного картонного «полотна» Радмила, чтобы её не забывали как историка, выдаёт «блестящие» идеи вроде превращения допотопного и примитивного в своём внешнем облике кладбища на ул. Софьи Перовской в «полноценный объект для культурных и мемориальных маршрутов», строго говоря, мечтая из кладбища сделать развлечение для туристов. По логике вещей, по примеру старой Франции (ведь кладбище Пер-Лашез не даёт покоя нашей Радмиле), можно было бы устраивать платные экскурсии и по моргам города, предупредительно выставив на всеобщее обозрение неопознанные трупы…

Радмила как бы сама себе не рада, заботясь о своём родном городе.
«Очень обострилась сейчас проблема сохранения нашего историко-культурного, архитектурного наследия, – глаголила тогда ещё учёный секретарь астраханского музея-заповедника и кандидатка исторических наук. – Старый город, старая Астрахань, со всеми двориками, дверьми, решётками ворот, постепенно исчезает, и довольно быстро. И поскольку мы не в состоянии сохранить всё, нам очень важно сохранить какую-то летопись, в какой-то форме память».
Никто и не предлагает сохранять всю рухлядь и старьё. Но вполне реально было бы собрать в одном месте десятка три-четыре старых домов в различных стилях исполнения, законсервировать их, позаботиться о противопожарной безопасности, и скомпоновать из них «Старую улицу Астрахани».

Но такие ненужные мысли не будоражат милую головушку нашей Радмилы.

Ей больше нравится очень быстро-быстро говорить о старой Астрахани на местном ТВ, за что ей, естественно, платят не как рядовой гражданке, а как кандидату исторических наук.

А правильно ли говорит о старой Астрахани Таркова?

В этом немного сомневаешься после того, как кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России астраханского государственного университета Казаков П.В. уличил свою молодую коллегу в исторических неточностях и даже в плагиате в книге «Словарь по археологии, истории и культуре Астраханского края» (соавтор Радмила Таркова).

Вот несколько замечаний П.В.Казакова.
  • «…наименование «Астархан» (с. 17) не встречается в подобной форме ни в одном источнике. Связывать термин «Астархан» с аланским племенем асов совершенно некорректно, тем более, что весьма сомнительно само отождествление асов с аланами. 
  • «Отсутствуют и археологические материалы, подтверждающие существование алан в Нижнем Поволжье в XIII-XIV вв.».
  • «Итиль – столица Хазарского государства... С X в. хазарская столица становится известна как Атиль» (с. 44). Видимо, Итиль стал известен как Атиль только автору словаря. В источниках такого термина как Атиль нет».
  • «Автор, помещая под разными наименованиями – «Орда» и «Ханство» – Крымское ханство (с. 51), видимо плохо разбирается в истории как таковой, поскольку обе отдельные статьи повествуют об одном и том же политическом образовании».
  • «Крайне нелеп тезис о том, что «у племен Северного Прикаспия рыболовство в эпоху камня было основным источником существования» (с. 69). Автор совершенно незнакома с археологическими материалами данного периода».
  • «В разделе о Самосдельском городище (с. 72-73) содержится прямая ложь о находках серебряных монет X в. Это было бы давно отражено в научной литературе и средствах массовой информации. А пока их нет, как нет и могильника городища, нет характерной керамики хазарского времени, все попытки выдать Самосдельское городище за Итиль носят характер авантюры».
  • «Следствием детской амбициозности является включение в книгу фотографий и сведений об артисте народной оперы А.В.Таркове. А где же имена выдающихся артистов-астраханцев Б.М.Максаковой, В.В.Барсовой, Т.А.Милашкиной, И.А.Любезнова, Э.Виторгана, Б.Стеклова, Б.Невзорова, Д.Дюжева?»
Можно ли назвать детской амбициозностью то, что учёный секретарь астраханского музея-заповедника Таркова организовала выставку «Трое из Астрахани», где были представлены живописные любительские работы самого учёного секретаря Радмилы, её папы и брата – художника-оформителя. Выставка была открыта 9 апреля 2014 года.

«Трое из Астрахани» не только созвучно названию фильма «Трое вышли из леса» (1958 г.), но объединены и своей исключительной идей. В фильме никто из троих не является предателем, а на выставке – никто из троих не является художником в полном смысле этого слова.

Собственные видения и фантазии религиозно-мистического характера могут быть интересны очень малому кругу любителей живописи, а, скорее всего только самому художнику, его родным и близким.

Религиозные убеждения – сугубо личное дело каждого человека. Никто не вправе осуждать или хвалить человека за его веру или неверие. Но когда человек свои религиозные убеждения смешивает с профессиональной деятельностью в государственном учреждении, финансируемом, так или иначе, за счёт налогоплательщиков, это может вызвать совершенно справедливое негодование.

Госпожа Таркова и пока ещё заместитель директора астраханского музея-заповедника А.Курапов имеют определённые симпатии к буддизму, который в Астраханской области осмысленно исповедуют в лучшем случае десятки человек.

Совершенно неуместно, когда работники государственного учреждения, каковым и является музей-заповедник, проводят завуалированную пропаганду своих религиозных убеждений, особенно опасную для детей и молодёжи, падких на любую экзотику.

Грустно, что в Каспийской столице любят-привечают нечитаемых писателей и поэтов, далёких от истории историков, местечковых руководителей правящей партии, всеми силами помогающих сторонникам оппозиции, ненавидящим государственный строй России и её руководителей.

Астрахани как воздух необходимы настоящие государственные политики, настоящие писатели, настоящие историки, настоящие люди. Они есть, но пусть их будет больше на благо Астрахани и астраханцам.

Виктор Зоркий, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 24 (683)