Поражение коррупцией властных структур государственных органов неизбежно приводит к снижению роли самого государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную, сферу. Особенно опасна коррупция в системе государственных органов, поскольку подрывает веру граждан в способность государства защищать их права и свободы.

Коррупция, есть как не иное - использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего статуса и связанных с ним возможностей для противоправного получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Коррупция в государственных органах органически связана с преступностью, особенно организованной. Сущность ее проявляется в том, что она позволяет организованным преступным структурам использовать практически неограниченные возможности государственных органов власти, в том числе и органов исполнительной власти в своих интересах.

Всему миру известно звание Астрахани как мировой икорной столицы, где обитали 90% запасов осетровых. Древний Царь-рыба уже много лет не может самостоятельно оставить себе потомство, так как водохранилище и платины Волжской ГЭС перегородили путь Царь - рыбе к исконным роддомам. Потому то в 60-70 г.г., тогдашними руководителями страны была создана целая сеть осетроводных заводов, призванных поддерживать стадо осетровых в достаточном количестве. И надо сказать, что задачу поставленную правительством в те далекие, теперь уже былинные времена рыбоводы с честью выполняли. Вылов красной чудо- рыбы достигал 20 тыс. тонн, против 3 тыс. тонн в первые годы после зарегулирования Волги. Тут же все очень просто, если рыба в воде есть, то есть она и в уловах, чем больше ее в воде, тем больше ее в улова. Однако сначала 90-х годов количество осетровой рыбы стало резко падать, и сейчас промышленный лов запрещен вовсе. Осталась только квота на научные цели и на воспроизводство. Смешно сказать, что рыбы на воспроизводство в достаточном объеме набрать не могут уже несколько лет.

Что же случилось, спросите Вы, может, перестали выпускать малька с осетровых заводов в реку, ведь практически вся осетровая воспроизводится в искусственных условиях? Этот факт вызывает недоумение, всегда выращивали, а теперь перестали. АН нет, выращивают и выпускают малька судя по отчетам не меньше, в пределах 30-50 млн штук в год. Судя по объему выпуска в Каспийском море и Волге должно быть полным полно и осетра и севрюги и белуги, хотя бы их молоди, которая не интересует браконьеров. Но очевидно, что осетровой рыбы в Каспии не просто нет, а нет вообще, о чем свидетельствует те же результаты научного лова и лова в целях воспроизводства. За весь 2009 год усилиями всех рыбаков не было выловлено даже выделенной на благие цели осетровой рыбы, что уж говорить о воспроизводстве. Попробуем разобраться, в чем причина существующего парадокса! Вроде и выпуск малька на уровне, вроде и отраслевая наука в лице «КаспНИИРХа» на протяжении десятилетий усиленно изучала и миграцию, и состояние стада, и даже центр осетроводства «БИОС» создали. А главное, воспроизводство не прекращается ни на минуту. Вроде работает машина, как в застойные времена, а рыбы нет. Здесь нужно разобраться. А кто же занимается воспроизводством осетровых рыб для ресурсов Каспия? Этим всегда занимался ФГУ «Севкаспрыбвод» под руководством директора Проценко А.И.. Надо казать, что господин П. - бывалый, сам родом с Дагестана, с тех самых берегов, на которых сегодня нашли пристанище, как говорят правоохранительные органы, основные браконьерские базы по незаконному вылову осетровых на Каспии. Злые языки уверяют, что и сам А. И. П. имеет колоссальный опыт в постановке незаконных орудий лова, промысле осетровых и изготовлении черной икры. Но это всего лишь слухи. А вот фактом является, то что, после назначения А. И. П. на должность, следственным комитетом прокуратуры Астраханской области были выявлены грандиозные злоупотребления государственными средствами. По результатам уголовного дела был вынесен обвинительный приговор, но на общий взгляд общественности, очень мягкий. И как ни странно господин А. И. П. не был снят с занимаемой им должности.

А теперь вернемся к поголовью осетровых на Каспии. Если условия искусственного воспроизводства не изменяли, а рыбы хотя бы младшего возраста встречается очень мало, то логично предположить, что случилось одно из двух: либо в Каспии развелись акулы, питающиеся исключительно мальками осетровых (но не могут же мальки в демократической России просто так бесследно исчезать, а двумя десятилетиями ранее в Советском Союзе едва ли не поголовно выживать) либо их просто никто не выпускает с осетроводного завода в реку, как говорят ихтиологи - в естественную среду обитания. Ведь чудес, как учит современная наука практически не бывает, если малька все-таки выпустили, он должен вырасти. Акулы, к сожалению или к счастью, в Каспии так и не появились, а косвенным доказательством последней версии является упорное не желание руководства «Севкаспрыбвода», а именно лично А. И. П. поставить электронные счетчики малька, широко применяемых во всем мире, и позволяющих определить при выпуске в воду не только живой объект от неживого, но и вид проплывающей по выпуску рыбки. Справедливости ради надо сказать, что рыбохозяйственная наука не ставит вопрос об оснащении такими счетчиками осетроводных заводов, которые успешно используются не только по всему миру, но и в России.

Продолжая логическую цепочку размышлений не трудно сделать вывод, что у такого руководства вполне объясним негативный результат деятельности. Может, дают о себе знать таланты другого рода, по достоинству оцененные прокуратурой и следственным комитетом? Попросту говоря, может быть, малек вообще не выпускается в объявленном «Севкаспрыбводом» количестве 30-50 млн штук в год, а икра, которую должны направлять на воспроизводство, идет на черный рынок?

Эти вопросы остаются пока без ответа, потому что невозможно проследить сколько малька пускают в реку, так его считают «квадратно- гнездовым» способом, разработанным еще в середине прошлого века, когда мудрить было не в моде, уж очень просто было отправиться в места не столь отдаленные. Страшно подумать, что было бы с руководителем, в результате деятельности которого из вод Каспия практически исчезла осетровая рыба. А пока у астраханской общественности остается масса вопросов, главным из которых является вопрос к руководителям области и отрасли, в том числе А.А. Крайнему: прочему человек с судимостью за злоупотребление на поприще воспроизводства рыбы, являющейся одним из символов России, продолжает руководить этим самым воспроизводством? До каких пор? Пока осетр из Каспия не исчезнет бесследно!?

При этом надо учитывать, что на воспроизводство тратится миллионы бюджетных денег, которые по вине дельцов, находящихся на государственной службе, идут к ним в карманы, а не на государственные нужды. Соотвественно возникает вопрос, куда смотрит контролирующий данную деятельность природоохранный прокурор Кузьменко, а также руководитель Волго-Каспийского территоиального управления Грошев С.Б. и руководитель Федерального агентства по рыболовству Крайний А.А.?

Продукты браконьерского промысла не раз расследовались следственным комитетом при прокуратуре РФ по Астраханской области, выявлялись причиненные биоресурсам ущербы на миллионы рублей, но в судах дела заканчивались условными сроками осуждения или банальным штрафом на несколько тысяч рублей.

Яркими примерами служат следующие уголовные дела! В отношении личного водителя межрайонного природоохранного прокурора Кузьменко В.Г. Кузьмина Н.Н., который осужден к 1 году условно за приобретение рыбы осетровых пород. При совершении преступления Кузьмин Н.Н. использовал государственные номера машины природоохранного прокурора, но по приговору мирового суда Володарского района Астраханской области, Кузьмин Н.Н. незадолго до совершения преступления уволился из природоохранной прокуратуры. Остается загадкой, как государственные номера машины прокурора попали к уволенному водителю, и нет ли в его действиях иного состава преступления, предусмотренного ст.325 ч. З УК РФ?

Бывшего начальника «Севкаспрыбвод» Шияна С.А. суд приговорил к 4 годам лишения свободы условно, при этом в суде доказано, что было похищено свыше 16 миллионов государственных денежных средств.

Ленинским районным судом г. Астрахани 10 февраля 2010 года постановлен обвинительный приговор в отношении временно исполняющего обязанности руководителя Волго-Каспийского территориального управления Госкомрыболовства Александра Ушанева и главного специалиста - эксперта отдела обеспечения деятельности управления Виталия Першина, признанных виновными в превышении должностных полномочий (ч.1 ст.286 УК РФ), а также предпринимателя Арсена Салихова, признанного виновным в причинении имущественного ущерба путем злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ст. 165 УК РФ).

Судом установлено, что в декабре 2008 года Александр Ушанев в период временного исполнения обязанностей руководителя, превышая свои полномочия, дал указание подчиненному ему сотруднику Виталию Першину составить с предпринимателем Арсеном Салиховым договор о ремонте лодочных моторов марки «Ямаха-40», состоящих на балансе Госкомрыболовства, а впоследствии подписать акт выполненных работ, хотя фактически работы по ремонту выполнены не были.

Далее Ушанев, не обладая правом подписания документов в связи с прекращением исполнения обязанностей руководителя, подписал платежное поручение, на основании которого на расчетный счет предпринимателя были перечислены денежные средства в сумме 78 тысяч рублей за фактически не выполнявшиеся работы.

Кроме того, в конце декабря 2008 года Ушанев, явно выходя за пределы полномочий, незаконно выдал 11 разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на 2009 год юридическим лицам, не отнесенным Правительством Российской Федерации к организациям, имеющим право на получение таких разрешений.

В результате, до момента аннулирования указанных разрешений предприятиями, было незаконно добыто 33,3 тонны кильки, что причинило ущерб государству на сумму более 830 тысяч рублей.

По заявлению подсудимых, полностью признавших вину в совершении преступления, уголовное дело рассмотрено судом в порядке особого судопроизводства. Приговором суда Александру Ушаневу назначено наказание в виде штрафа в размере 160 тысяч рублей, Виталию Першину и Арсену Салихову - штрафа в размере 70 тысяч рублей каждому,

а начальника ФГУ «Севкаспрыбвод» Проценко А.И. за причинения ущерба на миллионы рублей назначили наказание вообще в виде штрафа на сумму 80 тысяч рублей, даже не отстранив от занимаемой должности.

Заметим, что Шиян и Проценко, признанные судом преступниками, являются земляками межрайонного природоохранного прокурора Кузьменко В. Г. и длительное время поддерживали дружеские отношения, что, возможно, не позволяло ему должным образом их контролировать.

Получается, что у нашего государства и у налогоплательщиков должностные лица воруют миллионы, а несут наказание на «копейки».

В. Криворогова,

"Факт и компромат" №11, 23.04.10.