Расследование: как астраханские чиновники тратят казённые деньги

Пока в верхах Астраханской области продолжается долгожданная чистка, низы не дремлют, усиленно осваивая средства налогоплательщиков. Как именно это происходит?

Вот как бы неприметное агентство по организации деятельности мировых судей Астраханской области. Оно очень активно, но не совсем эффективно разбрасывается бюджетными средствами через собственное подведомственное учреждение с практически идентичным наименованием – управление по техническому обслуживанию агентства по организации деятельности мировых судей Астраханской области.

Удобно же – передать все свои средства на правах главного распорядителя бюджетных средств и проведение закупок в своё казённое учреждение, руками последнего «обеспечивая» мировых судей Астраханской области…

Бывшие прокурор и сотрудник правоохранительных органов красиво создали плодотворный для себя тандем.

Пример первый

В рамках госконтракта от 21 июня с.г. приобретён комплекс аудио- и видеофиксации и протоколирования судебных заседаний на судебных участках мировых судей более чем на восемь млн руб. (в состав которой входят аудиосистема, микрофоны, камеры). А уже через месяц в рамках другого госконтракта куплены 60 диктофонов – при том, что мировых судей в Астраханской области всего 53 человека. Ещё большее удивление вызывает тот факт, что диктофоны у судей уже имеются!

Второй пример

Агентство арендует помещение в селе Началово, где располагаются два судебных участка мировых судей Астраханской области Приволжского района. В декабре минувшего года, по заказу подведомственного агентству казенного учреждения, АНО «Базис» изготовило экспертное заключение о состоянии основных строительных конструкций указанного здания. Согласно ему, здание признано ограниченно работоспособным. Через считанные месяцы по этому же зданию заказывается – правда, намного дороже, чем в предыдущий раз, уже в ООО ППФ «Модуль» – ещё одна экспертиза, чьи выводы прямо противоположные первой.

Срок действия экспертизы составляет один год. Зачем тратить бюджетные деньги и заказывать экспертизы на одно и тоже здание с противоречащими выводами, догадаться несложно. Налицо – мягко выражаясь, странное использование бюджетных средств казённым учреждением, причем средств агентства, которые подведомственные учреждения вправе расходовать, только согласно утверждённой смете главного распорядителя бюджетных средств.

Однако для данного ведомства подобные траты – в порядке вещей.

Следующий пример

В январе, феврале и марте текущего года казённым учреждением произведена оплата некоему ООО «Форштат» за техническое обслуживание охранной сигнализации в зданиях судебных участков Икрянинского и Харабалинского районов. При этом сигнализация в этих зданиях не функционировала и обслуживание не проводилось, поскольку на данных судебных участках функционировала физическая охрана в виде сторожей. Что здесь «налицо» – можно и не уточнять... При этом, чиновниками и их контрагентами подписаны акты за оказанные услуги. А как было по факту?

Данное ведомство ещё очень интересно наличием на руководящих должностях пенсионеров МВД, прокуратуры, следственного комитета, жён действующих сотрудников облпрокуратуры и сотрудников УЭБиПК… Может, поэтому никто и в упор не хочет видеть, что творится в этом неприметном ведомстве, в каком размере и куда тратятся грамотными юристами со связями бюджетные средства региона?

Казённое учреждение насчитывает более 170 штатных единиц, при этом фактически в нём работает намного меньше, но вакантных должностей нет – основная часть трудоустроена на 1,5 ставках.

Казённому учреждению не нужно такое количество штатных единиц, но почему-то их никто не сокращает, и фонд оплаты труда ежемесячно выписывается на всех. А это, на минутку, свыше 40 млн руб. бюджетных средств! И это – только зарплата.

Возникают сомнения, что все сотрудники, включая технический персонал, работают по 12 часов ежедневно, ведь режим работы судебных участков – с 8:30 до 17:30. Каждый месяц вносятся нужные сведения в табель учёта рабочего времени для начисления зарплаты. Проверять это пока что никто не хочет.

В здании, где располагается агентство и казённое учреждение, кроме трёх камер видеонаблюдения, домофона и системы пультовой охраны, на которые тоже расходуются бюджетные средства, имеется ещё и сторож! Чего так боится руководство этого ведомства? Причём ранее четырёх сторожей сократили, но после установки пультовой охраны почему-то опять возникла необходимость в физической охране (хотя «охраной» дедушку назвать сложно – сильнее смахивает на дворецкого). Больше, видимо, денежные средства ни на что не нужны. Странное расходование бюджетных средств!

Напомним, что в мае текущего года мы уже рассказывали о сомнительных действиях казённого учреждения при проведении торгов на поставку офисной бумаги на два млн руб. Напомним, тогда руководитель решил расторгнуть госконтракт с поставщиком без положенного по закону применения штрафных санкций, в связи с отказом поставщика выполнить условия контракта. После этого на сайте агентства была размещена информация, что бумаги, оказывается, много. Она осталась после поставки прошлого года, и необходимости в закупке бумаги как бы и нет. Из-за чего и выдают её на судебные участки сверх утверждённых лимитов (девать же её некуда) и что «информация об отсутствии бумаги на судебных участках мировых судей Астрахани и Астраханской области является необоснованной и не соответствует действительности».

Тем не менее, в июне и в июле текущего года казенным учреждением размещено два аукциона на поставку все той же офисной бумаги. Угадайте, на какую сумму? Да-да, всё на те же два млн руб. Вот только на этот раз данная закупка как бы искусственно раздроблена на две – по 990 тыс. руб. каждая. Владеет ли ситуацией в своём ведомстве руководитель агентства В.А. Иванченко? Складывается впечатление, что он даже не знает, есть бумага или нет. А если она есть, так зачем её закупать на два миллиона рублей?

Анализ закупок агентства и казенного учреждения показал, что самые большие расходы агентство несет на оплату почтовых услуг: они, по итогам первого полугодия этого года, составили девять миллионов рублей. Однако каких-либо мер по сокращению этих расходов никто не пытается принимать.

Для сокращения расходов и придумали аукционы, чтобы в конкурентной борьбе между поставщиками снижать цену необходимого товара или услуги. Казённым учреждением все аукционы на оказание услуг по приёму, обработке и доставке почтовых отправлений проводятся с ограничением для субъектов малого предпринимательства. В связи этим выигрывают данные торги без каких-либо падений представители «серой почты» – так называемые ИП; другие участники просто не могут участвовать в этих аукционах из-за установленного ограничения. Почему они установлены, думается, понятно каждому.

Что такое экономия, рациональное и целевое использование бюджетных средств, в этом ведомстве, видимо, не знают. Зато, не исключено, знают, что такое «благодарность» от «серой почты»…

 

Виталий Ом