Астраханское региональное отделение союза писателей России (АРО СПР) разродилось «грозным» письмом «На благо литературе и астраханцам», помещённым на сайте областного отделения КПРФ.


В письме, принятом якобы единогласно на общем собрании АРО СПР, областной еженедельник «Факт и компромат» обвиняется в травле АРО СПР.


Большая часть письма посвящена «достижениям» АРО СПР, которые заключаются в том, что в Астраханской области развивается не высокая литература, а литература массовая – любительская.


Бессмысленность данного письма заключается в том, что газета «Факт и компромат» никогда не давала оценки творчеству всех писателей и поэтов Астраханской области, среди которых, несомненно, есть действительно талантливые люди.


Если кратко, то критика деятельности АРО СПР со стороны «Факта и компромата» заключается в том, что по здравому рассуждению, люди, профессионально пишущие, должны зарабатывать деньги своим творчеством, а не пребывать бюджетными нахлебниками.


Писатель должен создавать читабельные произведения, которые читатели будут охотно покупать в книжных магазинах. Читабельной может быть и серьёзная литература. Глубокий смысл и высоконравственные категории можно помещать в произведения с увлекательным сюжетом. Примеров тому множество. Особенно показателен пример писателя детективного жанра Корецкого – полковника милиции в отставке, доктора юридических наук. Тридцать пять написанных им художественных произведений выдержали более 200 изданий общим тиражом свыше 20 миллионов экземпляров. Некоторые произведения этого автора переведены на иностранные языки и известны во многих странах мира. По его романам и сценариям снято три художественных фильма и три многосерийных телевизионных фильма. Но кроме этого Д. А. Корецкий — автор 250 научных работ, в серьёзности которых никто не сомневается. Почему Корецкий заключает договоры с издательствами и получается за свои книги гонорары, а астраханские «литераторы» клянчат средства на издание своих «шедевров» из дефицитного бюджета Астраханской области? Ответ ясен. Корецкий – талантливый писатель, астраханские писатели в своём большинстве – серенькие посредственности.


В газете «Факт и компромат» не раз тепло отзывались о творчестве нашего писателя-краеведа Александра Сергеевича Маркова. Автору этой статьи по душе стихи поэта-астраханца Дмитрия Казарина – состоящего в АРО СПР и стихи поэта-астраханца Анатолия Проскурякова, который почему-то так и не удостоился чести стать членом этой творческой организации.


Никогда никакой травли местной писательской организации не было, была конструктивная критика.

Не было травли и после 8 сентября этого года, когда был избит московский писатель, драматург и председатель Интернационального Союза писателей Александр Гриценко.


«Факт и компромат» опубликовал тогда отзывы об этом вопиющем событии астраханских писателей – Андрея Белянина и Юрия Никитина – известных реальным читателям, а не только астраханским чиновникам от культуры и московским чиновникам от литературы. Журналисты «Факта и компромата» были возмущены, что А.Гриценко, прибывший в Астрахань для награждения вождя астраханских литературных команчей Юрия Щербакова престижной литературной премией, был жестоко избит после застолья, состоявшегося у Ю.Щербакова. Александр Гриценко, по его заявлению, был избит в автомобиле, в котором ехал вместе с Борисом Свердловым – заместителем Ю.Щербакова и зятем главы АРО СПР. А.Гриценко до этого ужасного события никогда не конфликтовал с астраханскими литераторами, более того – относился к ним во всех отношениях позитивно.

Письмо астраханских литературных «корифеев» демонстрирует полную творческую недееспособность руководителей АРО СПР, так как письмо писал, конечно же, не Александр Сергеевич Марков и не Дмитрий Казарин.


Начнём с начала.


«Мы, астраханские литераторы, члены Союза писателей России возмущены компанией травли…». Далее идёт детализированное описание того, кто кого травит.


Затем, вместо того, чтобы описать то, в чём выражается эта травля, начинается воспевание АРО СПР.

«Считаем, что деятельность нашей организации, – пишут «писатели» и «поэты», - приносит значительную общественную пользу, направлена на развитие литературного процесса в Астраханской области, на приобщение её жителей к занятиям литературным творчеством и чтению…».


Что такое «литературный процесс»?


Литературный процесс по общечеловеческим понятиям складывается из создания писателем или поэтом литературного произведения, которым после издания зачитываются миллионы читателей или которое после издания оставляет читателей в полном разочаровании.


Но в астраханском варианте литературный процесс состоит в издании произведений астраханских «гениев» за счёт бюджета, а изданные книги так и не появляются в книжной торговле: т.е. литературный процесс по-астрахански не задействует читателей, они – совершенно ненужный элемент.


Как могут астраханские «корифаны и корифеи» приобщить жителей Астраханской области к литературному творчеству и чтению, если эти жители не могут приобрести книг «корифеев и корифанов» в книжных магазинах? Ведь бесплатная раздача книг членов АРО СПР происходит на литературных вечерах, на которых присутствует один и тот же состав зрителей – работники культуры, коммунисты, родственники членов АРО СПР и прочие приближённые лица, которых перед мероприятием обзванивают и приглашают на литературное мероприятие.

Как можно приобщить к чтению того, кто не читает вообще? А таких – большинство, и они, не читающие – всегда были большинством. Читающие люди – это настоящая элита общества. Она тихая, не стремящаяся к власти. Чтение – интеллектуальный процесс. Ему нельзя научить, как нельзя научить быть умным, добрым, честным.

«Астраханское отделение Союза писателей России оказывает творческую, консультационную и организационную помощь как профессиональным авторам, так и самодеятельным литераторам…» – читаем мы в «грозном» письмеце АРО СПР.


Как можно оказать творческую помощь?


Профан начал писать гондовый стих, а другой профан подсказывает – как по-гондовее завершить неповоротливые вирши – это творческая помощь?


Да, в литературе были примеры творческой помощи. А. С. Пушкин подсказал Петру Ершову сюжет сказки «Конёк-Горбунок». Но это было исключение из правил. Пушкин фонтанировал идеями и темами, ему было не жалко, но обычно творческий процесс сугубо индивидуален. Человеку или дано, или не дано создавать нечто неповторимое. Сторонняя помощь ничего не даёт. И потом: чем могут помочь бездари? Бездари могут только подбирать в «творцы» таких же бездарей, как они сами, и закрывать дорогу в литературу действительно талантливым людям.

«Только в нынешнем году – докладывают в своём поистине улётном письмеце астраханские «гении», – удалось осуществить два по-настоящему знаковых литературных проекта: конкурс на издание литературных произведений Астраханской области и Форум Литератур стран и территорий Прикаспия “Каспий – море дружбы”».


«Форум Литератур» – это шедеврально!


На форум, как мероприятие могут собраться литераторы стран и территорий, но как могут собраться Литературы? В чьей бредовой головушке родилось такое?


Идиотским можно считать и конкурс на издание литературных произведений в Астраханской области. Идея конкурса заключается в том, чтобы любой житель области смог получить шанс на издание своего литературного произведения за счёт бюджета области.


Это уже какой-то волюнтаризм. Почему за счёт налогоплательщиков Астраханской области должны издаваться книги откровенно сереньких литераторов-любителей?


«На наш взгляд, – пишется в заключении «грозного» письмеца, – всё вышеперечисленное – яркое свидетельство успешной, плодотворной, общественно полезной работы Астраханского регионального отделения Союза писателей России и её руководителя Юрия Щербакова».


Понятно, что все эти ахи и охи пришли из далёкого прошлого.


Как хорошо было в СССР! Писательский союз, организованный только для того, чтобы допускать в литературное творчество сугубо идейно выдержанных индивидуумов, выдавал «добро» на издание откровенно серого творчества, которое потом шло прямых ходом в утильсырьё. Члены СП были небожителями, которые пользовались всеми благами, полагающимися партноменклатуре – квартирами, бесплатными путёвками в санатории, поездками за рубеж и т.д. и т.п.


Тоска по коммунистическому прошлому сроднила астраханских литературных «гениев» с астраханскими коммунистами – хулителями российской действительности, мечтающими о возврате к пустым магазинам и к переполненным концентрационным лагерям.


Публицистическое «творчество» Ю.Щербакова переполнено критиканством в адрес российских властей.

«Можно без конца метать громы и молнии в антинародную власть, в творцов социальной несправедливости…», – пишет астраханский литературный «гений» и не стыдится получать деньги от «антинародной власти».


Сам Ю.Щербаков мало похож на героя и борца за народное счастье. Если бы он был таким, то не довёл бы до закрытия газеты АРО СПР «Родное слово», где можно было хоть раз в квартал учить астраханцев правильному чтению и сочинению. На деле газета «Родное слово» использовалась только перед выборами, в которых участвовал Ю.Щербаков. Внутренний прагматизм в один прекрасный момент подсказал Ю.Щербакову, что выгоднее агитировать за себя любимого не в газете, за издание которой надо платить, а совершенно бесплатно в газете и на сайте астраханских коммунистов, что и происходит теперь.


Вот такое письмо.


Но причём здесь литература?


Литература сама по себе, а мутная деятельность АРО СПР, возглавляемого Ю.Щербаковым – сама по себе. Это разные понятия.


Н.Иванов,

Опубликовано в газете "Факт и компромат" № 37 (647), 9.10.2015 г.