Роман Беккулов – современный трубадур из Астрахани

Роман Беккулов долгое время учился на доктора, но стал представителем свободного сообщества художников (в широком смысле этого слова). Он – уникум и это не преувеличение. Писатель, поэт, драматург, сценарист, музыкант-исполнитель. Всё это в одном Романе – в колоритном уроженце астраханского посёлка Володарский: его папа – казах, мама  русская. В этом смешении кровей и культур зародился удивительный, полный здоровой иронии и неподдельной глубины, творческий мир Романа Беккулова.

С врачебной дотошностью в своих произведениях Роман уделяет огромное внимание деталям: он умело схватывает нюансы, казалось бы, незначительные пустяки, из которых получаются целостные пронзительные персонажи, оригинальные сюжеты и порой невероятные, но очень убедительные ситуации. Роман большой мастер слова и он чувствует себя как рыба в воде во всём многообразии образного и лингвистического мира русской литературы.

Самоирония – свойство, которого не достаёт многим деятелям астраханского культурного сообщества, для Беккулова дело обычное. Он смел и свободен в своём художественном волеизъявлении, что вкупе с безусловным талантом и природным обаянием создают неповторимый индивидуум творца.

Творчество Романа Беккулова в свое время высоко оценили Борис Гребенщиков и Максим Леонидов. Его группа «Бекк-Тайм» хорошо известна не только в астраханском культурном пространстве, в котором Роман активно и плодотворно работает, занимая в нём отдельное место. 

В последние несколько лет драматург Беккулов широко востребован во Владивостоке, там с грандиозным успехом идут несколько спектаклей, созданных по его произведениям. А ещё у Романа прекрасная творческая семья: красавица жена и двое очаровательных детей.

Роман Беккулов рассказал AST-NEWS.ru о своём творчестве, о том, чем для него стал недавний период всеобщей изоляции, и почему он не состоит ни в каких творческих союзах и объединениях.

- Многим представителям культурного астраханского сообщества было сложно переживать те непростые времена, которые пришли в нашу реальность этой весной. А каким был этот период для вас?

- Культурная жизнь – это личное дело каждого человека, даже посадив его в тюрьму, нельзя запретить нечто, происходящее внутри. Поэтому человек, обладающий ценностями, может их совершенствовать в любом состоянии, в любые времена. А если у него их не было или ему нужна подпитка от других, то да, наверное, это тяжело.

В своё время, когда я вдруг начал смеяться над какими-то неудачными стихами очередного графомана, одна очень мудрая женщина сказала мне: «Что ты ржёшь, такие стихи тоже нужны».

Помню, как в детстве я ходил с папой за керосином в посёлке Володарский: отец входил в лавку, иногда задерживался, а я, ожидая его, постоянно находил себе какие-то забавы, например, играл с муравьями. И для меня так странно, что мои дети, которые имеют всевозможные гаджеты – то, что мне даже не снилось в моём детстве, говорят мне, что им скучно. А мне вот не было скучно даже с муравьями.

- Направления вашего творчества так многообразны, какому из них на текущий момент вы уделяете наибольшее внимание?

- Я никогда не ставил себе целью, в каком направлении мне развиваться, а просто старался делать то, что мне интересно. И какое время ни было бы, я не прекращал этого делать. Я как сочинял стихи, песни, музыку, спектакли, так я и продолжаю этим заниматься. И вся эта ситуация с изоляцией на меня вообще никак не повлияла. Благодаря Андрею Пальцеву я записал две аудиокниги «Не стих». На днях мне позвонили и сообщили, что выходит книга моих пьес, что было очень приятным известием.

 - Роман, ваша книга выходит в Астрахани?

- Нет, на Дальнем Востоке. Также готовится к изданию сборник моих рассказов. Это будет два больших объёмных труда, написанных за три года – с 2017 по 2020. Книга рассказов будет отпечатана в Пекине.

Весь этот странный последний период я продолжаю жить так же как всегда, как и всё моё окружение. Были, конечно, некоторые нюансы, на которые я, как человек с медицинским образованием, смотрю с определённой позиции, не со всем соглашаюсь, но продолжаю делать своё дело. Я считаю, что работа перестаёт существовать, когда перестаёшь ею заниматься.

- А как же ваша концертная деятельность?

- Да, с концертами пришлось повременить. Я не пошёл на поводу у ситуации, когда многие коллеги стали давать всевозможные онлайн-концерты со сбором средств. Я не стал этого делать, так как считаю, что живые концерты являются более честными, когда взаимодействие со зрителем идёт напрямую. И потом посиделки с друзьями в кухонном формате никто не запрещал.

- А используете ли вы какие-нибудь электронные средства коммуникации? У вас есть свой ютуб-канал?

- Нет, я понятия не имею, что это такое, у меня кнопочный телефон, в связи с этим друзья меня дразнят «кнопошник-старовер». Тут вспоминается анекдот: «Дай фотоаппарат позвонить», так это не про меня. Я сейчас смотрю на людей разных возрастов, которых все эти «вотсапы» и «инстаграмы» затянули серьёзно и отнимают у них большое количество времени. Я периодически проверяю свои соцсети, но дифференцирую их по функциональности.

- Как складываются ваши проекты с астраханскими театрами и музеями?

- Да, у меня был проект с астраханской картинной галереей, я написал все, что от меня требовалось, более того, поучаствовал в озвучке, а как дальше всё развивается, я не слежу за этим.

Сейчас, как только наш ТЮЗ "воспрянет ото сна", я надеюсь, там будут идти спектакли по моим пьесам. Так как Астрахань город небольшой, а кругом мои друзья, я всегда иду им навстречу. В театре юного зрителя шли несколько моих пьес. В консерватории на актёрском отделении Сергей Владимирович Тараскин ставил спектакль по моему произведению, который был очень популярен. Может быть, он ещё и будет идти на сцене.

В этом году большой юбилей у драмтеатра, ему исполняется 210 лет, в связи с этим событием поступают предложения, я всегда рад откликнуться на такие призывы и помогать всем, чем могу. У них был очень длительный непонятный период, надеюсь, что теперь всё наладится.

В последнее время я больше работаю на Дальнем Востоке. А к хорошему привыкаешь быстро. Так во Владивостокском драматическом театре на протяжении трёх лет идут два спектакля, поставленных по моим пьесам, и еще два уже готовятся к постановке. Это очень значительные проекты с большими бюджетами и мощным размахом.

Мне было бы радостно, если бы что-то из моих произведений поставили в Астрахани, но пока местные творческие деятели пребывают в раздумьях, а я продолжаю писать. Но так как я не конъюнктурен, некоторые из них считают, что это может быть неинтересно зрителям или это дорого в плане постановки, ну и прочие моменты.

- Астраханская область попала в лидеры по сокращению бюджета на культуру, что не может не печалить.

- О, да! Вот, например, Владивосток! Там достаточно большое количество театров, но абсолютным лидером выступает Приморский академический краевой драматический театр имени Горького, с которым я работаю. Художественным руководителем там уже почти 40 лет является Ефим Семёнович Звеняцкий.

Так вот, он умеет держать свой театр на плаву и изыскивает финансирование. У него безумно талантливая труппа. Обычно как, бывают актеры, на которых зритель ходит, а там можно идти на каждого, как на народного, так и на начинающего! Они делают великолепные постановки. Театр имеет возможность приглашать знаменитых режиссёров из Греции, Швеции, США, а также ведущих театральных художников, таких как Андрей Климов, который работал какое-то время в Астрахани.

А не так, как у нас: сократили расходы на культуру, денег больше нет, и все успокаиваются. Во Владивостоке тоже денег особо никому не дают, но руководитель театра просто умеет их находить и поставить дело, которым он занимается так, чтобы это было высокохудожественно и прибыльно.

- Вы не находите, что в Астрахани сейчас главенствует директорский театр, порой отодвигая творчество на второй план?

- Да, это когда бумажная чиновничья работа укрывает главное. Если творческая личность поистине интересна, то это видно без дополнительных усилий. Сейчас существует масса технологий, когда из любой посредственности можно создать так называемую "звезду", как в том анекдоте, если первому встречному вручить Нобелевскую премию по литературе, то в глубине души он будет знать за что. Некоторые астраханские культурные мероприятия так пропахли номенклатурой, что это не всегда интересно.

- А состоите ли вы в каком-нибудь творческом объединение, как например, в союзе театральных деятелей или союзе писателей, получаете ли премии?

- Подобные вещи существуют для людей, которые в этом нуждаются. Просто когда меня куда-то зовут, я думаю, какой в этом смысл. Если дело стоит свеч, значит должен быть результат.

Некоторое время назад несколько моих рассказов напечатали в московском журнале Союза писателей, и одна моя приятельница, секретарь этого творческого объединения, спросила, собираюсь ли я вступать в писательский союз, так как для этого у меня уже всё есть. Я спросил её – зачем? Она сказала, да, сейчас членство в союзе не даёт никаких привилегий, как в былые времена, но добавила, что если меня с этим удостоверением пьяного задержат в Астрахани, то тут же отпустят. Но так как я не хожу по улицам в нетрезвом состоянии, то отказался от этой затеи. Я также не состою ни в каких взаимодействиях с местным отделением союза писателей.

У меня дома очень большая библиотека, я жуткий книгочей. Мне вовсе не обязательно с кем-то собираться и что-то обсуждать. Зачем мне какой-то союз писателей, для этого у меня есть друзья. Я никогда не стремился издаваться несмотря ни на что. Все должно развиваться естественным путём. Вот сейчас появляются издатели, которые заинтересовались моим творчеством и это очень хорошо.

К сожалению, в новых, как и в старых литературных сообществах 90% – это графоманы. Как было много в творчестве бездарных людей, так и есть. Им надо как-то жить, они в погоне за длинным рублём что-то там творят, иногда обслуживая власть.

В истории масса подобных примеров. Так, наш земляк, первый российский поэт Василий Тредиаковский был бит бывшим, на тот момент, астраханским губернатором Волынским за несвоевременное выполнение госзаказа. А именно – написание оды к свадьбе шутов при дворе Анны Иоанновны. В итоге обидчика поэта четвертовали, правда, по другому поводу.

Всегда были творцы, остающиеся в тени, и люди, не менее талантливые, но работающие в угоду власти. Мне тоже не раз предлагали участвовать в подобных мероприятиях, и я не отказывался, но старался это делать на определённом творческом уровне.

Однажды у руководителя очень крупной российской компании был юбилей, и ко мне обратились с просьбой придумать ему поздравление. Я решил написать его 14-строчной «онегинской строфой», что всем очень понравилось. Но в день получения гонорара у меня сломался холодильник, и пришлось вызвать мастера. И каково было моё удивление, что его звали Александр Сергеевич Пушкин, я расплатился с ним деньгами, полученными за мой заказ. Так я понял, что на небесах тоже есть своё Российское авторское общество, которое, таким образом, взяло с меня отчисление.

С некоторых пор ко мне боятся обращаться, так как я не ограничен некоторыми несвободами, то могу ляпнуть все, что душе угодно. Некоторые вещи бывают пророческими, я пошучу, а оно сбывается. 

- Ну и в завершении традиционный вопрос о ближайших планах. Чем будете заниматься осенью, которую все так ждут?

- Я сейчас в большей степени занимаюсь студийной работой, записываю с музыкантами несколько композиций. В начале октября планирую попасть на кинофестиваль «Меридианы Тихого» по приглашению губернатора Приморского края. Это большое культурное событие. В этом году конкурсное жюри возглавит Андрон Кончаловский. 30 июня закончился приём заявок на большой конкурс, посвящённый Приморскому краю, я отослал туда одну из своих пьес. В декабре в Москве будут подведены его итоги.

И вообще, каждый день я должен делать что-то полезное, ведь ни один день нельзя прожить зря: пока жизнь нам не нравится, она просто проходит.

Роман Беккулов читает свои рассказы «Центрфорвард», «Кульстан», «Доцент».

Интервью подготовила Екатерина Некрасова