«Чиновников дискредитируют их собственные неблаговидные поступки и незаконные действия, а не то, что мы рассказываем о них общественности», - руководитель следственного управления по Астраханской области С.И.Бобров дал интервью в прямом эфире «Радио России-Астрахань».

В среду руководитель следственного управления С.И.Бобров был приглашен для участия в программе «Контакт», ежедневно выходящей в прямом эфире на «Радио России-Астрахань».

Сергей Иванович Бобров рассказал о работе своего ведомства, «громких» уголовных делах и ответил на вопросы радиослушателей.

Предлагаем вашему вниманию текст интервью (ведущий – С.М.Воронцов).

Ведущий: Летом 2007 года в стране была проведена масштабная правоохранительная реформа, целями которой было разделение следственных и надзорных функций прокуратуры, а также придание большей независимости следователям.

В результате реорганизации органов прокуратуры 7 сентября 2007 г. начал свою работу Следственный комитет при прокуратуре и его подразделения по краям, республикам, областям нашей страны. Сегодня гость программы - руководитель следственного управления по Астраханской области, Сергей Бобров.

Сергей Иванович, с момента создания Следственного комитета прошло почти полтора года. Уже можно говорить не только о конкретных итогах работы, но и о тенденциях. Насколько оправданным было создание нового специализированного следственного ведомства? И как смотрится возглавляемое Вами управление на фоне других регионов?

Бобров: С момента создания управления в рейтинге по субъектам мы не покидали пятерки лидеров. Например, нагрузка на следователя у нас самая высокая по стране. По штату у нас 50 следователей, с учетом отпусков и командировок фактически работает и то меньше. Вот за год они рассмотрели 11,5 тысяч сообщений о преступлениях. По закону каждое такое сообщение необходимо рассмотреть в 3-суточный срок. И лишь каждое десятое сообщение действительно содержало сведения о преступлении, т.е. «превратилось» в уголовное дело. За год в производстве находилось 1707 уголовных дел, 1211 из них направлены в суд для рассмотрения по существу.

Разумеется, узкая специализация нашего ведомства – исключительно расследование уголовных дел, в то время как за прокуратурой оставлен надзор – дала положительный результат. На треть сократилось количество уголовных дел с длительными сроками расследования (15,2% против 21,2%), вдвое – число прекращенных (25 против 49) и приостановленных (58 против 143) уголовных дел. Резко повысилась раскрываемость преступлений нашей подследственности. Считаю, что работаем достаточно эффективно.

Ведущий: Статистика говорит о том, что в прошлом году впервые за многие годы темпы роста преступности в нашей области снизились. Связываете ли Вы эти показатели с работой Вашего ведомства?

Бобров: Действительно, в прошлом году зафиксирована отрицательная динамика роста преступности: на территории области совершена 31,5 тысяча преступлений, это на –0,7% (т.е. на 200 преступлений) меньше, чем в 2007 году. Снижение общего количества преступлений действительно наблюдается впервые.

А вот количество тяжких насильственных преступлений против личности на протяжении последних лет сокращается довольно стабильно. Так, если в 2005 году было совершено 218 убийств, в 2006 году – 190, в 2007 году – 174, то в 2008 году на территории области совершено 123 убийства. При этом ежегодно росла раскрываемость этих преступлений – с 84,5% до 88,6% .

Аналогичная картина наблюдается и с причинением тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом. Если в 2005 году зарегистрировано 111 таких преступлений, из которых 80,2% было раскрыты, то в 2008 году совершено 57 преступлений такой категории, при этом раскрываемость составила 92%.

Считаю, что позитивным образом на ситуацию влияет проводимая нами профилактическая работа.

Ведущий: В чем она выражается?

Бобров: Профилактика – это комплекс мер. Это, прежде всего, своевременное реагирование на сообщение о преступлении: чем быстрее возбуждено уголовное дело, проведено следствие, изобличены виновные лица, тем «нагляднее» для потенциальных преступников мысль о неотвратимости наказания. Это общая превенция, или профилактика.

Кроме того, есть превенция частная: когда человек, совершивший преступление, изолируется от общества – а практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлениях, у нас довольно жесткая – снимается угроза продолжения этим лицом своей преступной деятельности. Так, по нашим делам арестованы более 40 активных членов организованных преступных групп, а ведь это те люди, которые длительное время совершали на территории области преступления, в том числе и насильственного характера. Отсюда и снижение убийств.

Большую роль в снижении числа насильственных преступлений играет и возбуждение уголовных дел так называемой «двойной превенции». К таковым, в частности, относятся угроза убийством, хулиганские действия. Т.е лица, которые имеют криминальную направленность совершать тяжкие преступления, но пресекаются на более раннем этапе, при совершении преступлений небольшой тяжести, в дальнейшем осмотрительнее становятся в своем поведении. Можно сказать, что количество убийств и причинений тяжкого вреда здоровью ежегодно сокращалось пропорционально росту количества граждан, привлеченных к уголовной ответственности за высказанные в адрес других лиц угрозы насилием и убийством. С 2005 года почти вдвое выросло количество осужденных за угрозы (с 875 до 1437), зато почти вдвое сократилось число убийств (с 218 до 123).

Кроме названных мер профилактики, почти по всем делам нами вносятся представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений. И это не формальные документы. Кроме того, по всем делам мы ставим вопрос о возмещении вреда потерпевшим.

Ведущий: Получается, что количество тех преступлений, которые призвано расследовать Ваше ведомство, сокращается, что радует. Но не боитесь ли Вы «остаться без работы»?

Бобров: Ну, думаю, безделье нам не грозит. Ежегодно в производстве находится более полутора тысяч дел. Да и снижение, к сожалению, коснулось не всех категорий преступлений. Так, почти на четверть увеличилось количество зарегистрированных на территории области изнасилований (с 73 до 90). При этом если в областном центре отмечается их снижение на 20%, то в сельских районах рост их числа превысил 60%. Вместе с тем раскрываемость таких преступлений также выросла и составила почти 95%, т.е. не установлены виновные в совершении лишь 4 посягательств.

Ну и, кроме того, есть направления, где работы – непочатый край. Это и борьба с коррупцией, и работа по раскрытию и завершению расследования преступлений, совершенных в прошлые годы.

Ведущий: Как понимаю, их скопилось немало?

Бобров: Узкая специализация позволила нам изучить почти все уголовные дела о нераскрытых преступлениях прошлых лет, начиная с 1990 года, а это более 1000 дел. Из них были отобраны те, которые перспективны для раскрытия. Эти 183 дела были возобновлены производством, и уже дела о 115 таких преступлениях направлены в суд.Приведу наиболее интересные примеры.

В Енотаевском районе задержан обвиняемый в покушении на изнасилование, который 13 лет скрывался от правосудия. В феврале 1995 года двое парней попытались изнасиловать женщину. Им помешал ее сожитель, который выстрелил в сторону нападавших из ружья и ранил одного из них в пах. В ту же ночь подстреленный насильник обратился за медицинской помощью, где и был задержан, а затем и осужден к 4 годам лишения свободы. А вот его соучастник был арестован лишь 13 лет спустя.

На днях по одному отпечатку пальца руки, оставленному преступником на месте происшествия, было раскрыто убийство пожилой женщины, совершенное в 1992 году, т.е. 17 лет назад. Как выяснилось, несовершеннолетний с целью кражи проник через форточку в квартиру, где его застала хозяйке. Парень убил ее ножом.

Спустя 12 лет задержан насильник несовершеннолетней жительницы Икрянинского района. Уже взрослая потерпевшая сначала наотрез отказывалась давать показания, опасаясь позора, однако следователь убедил ее, что насильник должен предстать перед судом.

Ведущий: Вот это действительно торжество справедливости. И реализация принципа неотвратимости наказания.

Бобров: Что радует, преступления раскрывают совсем молодые ребята, еще не имеющие жизненного и профессионального опыта. При этом раскрывают следственным путем, т.е. без помощи оперативных сотрудников. Так, молодой следователь Икрянинского отдела Маков раскрыл насильственное половое преступление в отношении двух мальчиков 5-летней давности. Он изучил все уголовные дела по аналогичным преступлениям, нашел фотографии всех обвиняемых по ним и предъявил их потерпевшим, которые узнали своего насильника.

Спустя 5 лет удалось установить обстоятельства безвестного исчезновения Штондина – как выяснилось, он был убит из-за махинаций с его квартирой. В Приволжском районе установлены заказчика и исполнителя убийства Ильясова, который был потерпевшим по делу о мошенничестве и пропал без вести накануне очной ставки с виновным лицом.

На днях закончено следствие по делу о похищении двух несовершеннолетних, совершенном в марте 2004 года директором авторынка Бахишевым и его соучастниками. Подростков избивали, держали связанными, топили в реке с целью добиться от них признания в совершении кражи денег у Бахишева. А в дальнейшем потерпевших и их родителей Бахишев запугал, чтобы те отказались от своих показаний.

Ведущий: В одном из своих интервью Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Иванович Бастрыкин отметил, что в производстве Следственного комитета находятся уголовные дела в отношении должностных лиц правоохранительных органов. И в качестве примера Ваш руководитель назвал дело в отношении сотрудников астраханского УБОПа, которые, по сути дела, «срослись» с криминальными элементами и действующими в области ОПГ. А когда активизировалось расследование их преступной деятельности, на следователя Ковалева было совершено покушение. Какова судьба этого нашумевшего дела? Поставлена ли точка в «деле Салехова»?

Бобров: Будет поставлена в ближайшее время. Это дело расследуется Главным следственным управлением, наши следователи входят в группу. Сейчас планируется предъявление окончательного обвинения в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений. Это покушение на убийство Беланенко, а затем и убийство в палате больницы – как самого Баланенко, так и соседа по палате, и покушение на убийство охранника. Это убийства адвокатов Розенберга и Замосковичева, а также вымогательство взятки, превышение должностных полномочий, фальсификация доказательств, совершение мошеннических действий и легализации добытого преступным путем имущества посредством вложения в коммерческую деятельность.

Ну и самое главное обвинение – создание банды и руководство бандой с использованием должностного положения.

Ведущий: Да уж, наверно, вряд ли найдется еще один сотрудник правоохранительных органов, за которым числятся столь серьезные преступления…

Бобров: Если бы так. Сейчас под следствием находится бывший следователь Астраханской транспортной прокуратуры, а до недавнего времени следователь органов Следственного комитета Бахишев. Он не только обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в коммерческой деятельности, ему предъявлено обвинение в организации убийства. И не исключаю, что в процессе следствия могут выявиться и другие составы.

Вопрос от радиослушателя: чем закончилось дело о гибели девочки на территории Александро-Мариинской больницы? Нашли ли виновных?

Бобров: это уголовное дело находилось в нашем производстве, в настоящее время следствие завершено, составляется обвинительное заключение, дело готовится к направлению в суд. Медсестре, которая выгнала маму с девочкой из больницы, в результате чего медицинская помощь была оказана несвоевременно, предъявлено обвинение по ч.2 ст.124 УК РФ – неоказание помощи больному, если это привело к его гибели. Как только дело будет готово к направлению в суд, мы расскажем о выводах следствия подробнее.

Ведущий: недавно Верховный суд обнародовал своеобразный «рейтинг взяточников» по итогам приговоров прошлого года. Лидируют в этом списке сотрудники милиции, затем идут врачи, третье место за преподавателями. При этом более 80% осужденных «попались» на взятках не выше 30 тысяч рублей, да и это в редких случаях – половина же всех взяточников клали в карман суммы до 3 тысяч рублей.

Любому понятно, что это «низовая» коррупция. Неужели в поле зрения правоохранительных органов не попадают высокие чины, а не рядовые сотрудники? Попадают ли на скамью подсудимых те, кто берут не по 500 рублей, а миллионы?

Бобров: В прошлом году в регионе всеми правоохранительными органами выявлено 631 преступление против госслужбы: 61 факт злоупотребления по службе, 41- превышения полномочий, 150 фактов получения взяток, 362 служебных подлога.

Непосредственно следственным управлением возбуждено 154 дела о преступлениях коррупционной направленности (ст.285 УК РФ – 26, ст.286 – 27, ст.290-291 – 59, ст.292 – 33), из них уже 112 дел в отношении 129 лиц направлены в суд.

Что касается субъектного состава: врачами и преподавателями, как правило, занимаются органы милиции, а мы как раз имеем дело с высокопоставленными чиновниками. За год привлечены к ответственности 14 депутатов и глав органов местного самоуправления, по 4 адвоката и прокурорских работника, 75 сотрудников органов внутренних дел. А вот о размере взяток судите сами.

Глава Камызякского района Угрюмов – более 800 тысяч «отката» за покупку некондиционного топлива и три эпизода мошенничества на суммы 709, 750 и 780 тысяч рублей. Глава Харабалинского района Сорокин и председатель муниципального комитета экономического развития Аншаков пытались мошенническим путем получить 500 тысяч. Первоначально они требовали 1,5 миллиона.

Депутат «Черноярского сельсовета» Уткин более 900 тысяч получил в результате незаконного предпринимательства, а также скрыл от налогообложения 37,5 миллионов рублей. Ущерб от действий главы города Нариманов Смолина составил более 860 тысяч рублей.

Руководитель Волго-Каспийского тер.управления Госкомрыболовства Шиян при закупке икры для воспроизводства осетров причинил ущерб государству на 16 миллионов рублей. Начальник юр.отдела управления Росимущества Тимохин мошенническим путем пытался заработать 200 тысяч рублей. А бывший заместитель прокурора Ленинского района Марзаев вымогал взятку в размере 7 тысяч долларов.

Ведущий: Вы говорите о тех чиновниках, в отношении которых уже постановлены обвинительные приговоры?

Бобров: Да, но еще целый ряд должностных лиц находится под следствием. Я расскажу об этом, и здесь уже слушателям оценивать, насколько наши дела актуальны и мощны.

Министр имущественных и земельных отношений Астраханской области Попова превысила полномочия, что повлекло банкротство госпредприятия – «Астраханского морского рыбного порта». Кроме того, она подозревается в получении взятки свыше 400 тысяч рублей. Буквально только что возбудили по данному эпизоду еще одно уголовное дело, так что эксклюзивно сообщаю вам об этом.

Ведущий: Действительно, эксклюзивная информация… Но раз только сегодня возбудили дело, не рано ли, Вы считаете, говорить об этом?

Бобров: Я не бываю голословным, мои слова подтверждаются материалами уголовных дел. Знаете, когда мы проводим пресс-конференции и даем информацию по такого рода делам, меня начинают упрекать чиновники высокого уровня: «Сергей Иванович, разглашая сведения о привлекаемых должностных лицах до приговора суда, Вы дискредитируете их и вредите их деловой репутации». А я считаю, что чиновников дискредитируют их собственные неблаговидные поступки и незаконные действия, а не то, что мы рассказываем о них общественности. О своей деловой репутации нужно думать самим, соблюдая чистоплотность в делах.

Ведущий: Вы правы.

Бобров: На днях возбуждено уголовное дело в отношении главы Приволжского района области Боярчука и бывшего председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Черникова. По версии следствия, в 2005 году они превысили свои полномочия и без проведения аукциона продали за 375 тысяч рублей муниципальную котельную с оборудованием, в то время как ее рыночная стоимость превышала 3 миллиона рублей.

Эти действия привели к банкротству МУП ЖКХ «Евпраксинское» и утрате объекта коммунально-бытового назначения, предназначенного для обслуживания нужд жителей этого поселения, что повлекло невозможность самостоятельно решать вопросы муниципального теплоснабжения.

Депутат Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» Крылов превысил полномочия при закупке медицинского оборудования, что повлекло дополнительные затраты для бюджета на сумму 350 тысяч рублей.

Директор муниципального унитарного предприятия г.Астрахани «Недвижимость» Шихалиев мошенническим путем получил около 7 миллионов рублей. Завершается расследование дела в отношении заместителя генерального директора МУП г.Астрахани «Астрводоканал» Кротова по факту укладки недоброкачественного водопровода.

Привлечены к ответственности за злоупотребления бывший заместитель главы администрации Ленинского района г.Астрахани Калмыков, а также директор ФГУП НПЦ по осетроводству «БИОС» Васильева, которая присвоила более 1,3 миллиона бюджетных средств.

Руководитель службы ветеринарии Астраханской области Васильев незаконно перевел сибиреязвенные скотомогильники в земли общего пользования. И у нас есть случаи заражения людей сибирской язвой.

Ведущий: А зачем это было сделано? Ведь не корысти же ради?..

Бобров: У нас есть факты, дающие основание полагать, что мотив был именно корыстным. В завершении расследования мы дадим окончательную правовую оценку и действиям Васильева, и их мотивации.

Вопрос радиослушателя: в какой стадии находится расследование дела в отношении главного врача Приволжской больницы Красовского?

Бобров: Спасибо за вопрос. Расследование находится в активной стадии, и не позже марта месяца дело будет направлено в суд для рассмотрения по существу. Красовский обвиняется в том, что оказывал содействие призывникам в уклонении от воинской службы путем постановки здоровым ребятам диагнозов, которые дают освобождение от службы. Помимо Красовского также привлекаются военком, два посредника и восемь призывников, незаконно избежавших призыва.

Ведущий: Сергей Иванович, спасибо Вам за интересную беседу. В завершении нашей программы хотел бы задать последний вопрос. Вы, как руководитель ведомства, видите, где Вы все-таки не дорабатываете? Что то главное, что Вам пока еще не удалось сделать?

Бобров: Что не удалось сделать? Наверно, мало актуальных дел в производстве. Много еще оппонентов, которые не признают авторитета следственного управления и продолжают совершать преступления, но боясь примера осужденных товарищей. То есть наши актуальные дела в отношении десятков нечистоплотных чиновников не стали уроком для них, не сыграли профилактической роли.

Поэтому будем и дальше действовать столь же наступательно, упорно и жестко, как и делали до этого.

Ведущий: Еще раз спасибо за интервью, за Ваши подробные ответы на мои вопросы, а также на вопросы наших радиослушателей.