Сергей СИНЮКОВ: О Больших Исадах
– Девчата, девчата, – зелень берём, капусту берём! –Дородная торговка восточной внешности призывно смотрит на меня. Оглядываюсь. Один иду, аки перст. Это в фильме «Кубанские казаки» девчата по рынку ходили македонской фалангой… И на девушку я, как не приукрашивай, очень мало похож. Девчата… Другой бы, какой-нибудь заезжий, удивился бы. А я – так нет. Это же рынок Большие Исады. Тут всё колоритно, даже обращения.

Отсюда и …до горизонта

Уже много столетий Большие Исады – своеобразная визитная карточка Астрахани. Появился этот рынок еще в XVI веке как торговая пристань у Иоанно-Предтеченского монастыря. Само слово «исады» означает – «место высадки». Так считается. Однако, мне кажется, всё было наоборот. Сначала рынок появился, а потом уже город. Люди торговали-торговали, обустраивали лавки, лабазы и ледники, а потом решили: «Надо прямо тут и поселиться». По-моему так. В итоге – расстроились, но таким макаром, что теперь куда в Астрахани не двигайся, почти все маршруты ведут через Большие.

Большие-то раньше были не такими большими. Пассаж (главный корпус), овощные ряды и несколько утлых магазинчиков. Но с приходом эпохи изобилия, они расширялись вдаль, вглубь и вширь, попутно ликвидируя проезжие пути и никому не нужные промышленные объекты, такие как Макаронная фабрика и Завод технической оснастки. По каким параллелям и меридианам сегодня проходит граница Больших Исад, пожалуй, не скажет ни один географ в мире. Шут их знает, если некоторые «метастазы» этого рынка вытягиваются со всех сторон. Впрочем, рынком его называют в официальных документах, а народ кличет по старинке – базаром. Ну, что ж… Уж коль скоро мы – хазары, то и пусть будут базары. Как говорил один кинодоцент: «Так это восточный базар был, а не ГУМ».

Дешевле чем…

О Больших Исадах писали многие именитые путешественники. Вавилонский колорит всегда поражал гостей. Они (гости) и сейчас туда заходят с открытыми ртами. Одна знакомая москвичка как-то выразилась очень предметно: «А на фига нужно было ездить на Гоа (город на побережье в Индии – прим. автора), если тут так прикольно?» Прикольно-то оно, конечно… Порой со смеху закатишься.

Астраханцы туда ходят, понятное дело, не за экзотикой. Бытует легенда, передаваемая в поколениях, что на Больших Исадах всё дешевле. Дешевле чем где? Легенда не уточняет. По этой, экономически-ностальгической привычке тысячи горожан в выходные идут, едут и ползут на данный базар. Традиционно надеясь, на, то, что из двух «дураков на рынке» окончательным дураком останется продавец. Даже если он и впихнёт «умному» покупателю «просрочку».

Кстати, и в дефицитное советское время здесь можно было купить почти всё. Сейчас – больше чем всё.

Сам бы ел, да деньги надо

Несмотря на разноликость, разноязыкость и разнополость все продавцы здесь – патриоты-максималисты. Речь о негоции овощами и фруктами, конечно. Не о китайском ширпотребе, который, как известно, патологически космополитичен. Диалог, подтвержденный многократными экспериментами:

- Картошка астраханская?

- Астраханская, ага, наша!

- А помидоры, перец?

- Всё астраханское!

- А бананы?

- Наши, местные, правду говорю!

Такое впечатление, что в данном сегменте российского рынка импортозамещение произошло гораздо ранее пресловутых санкций. Мы тут давно перешли на всё свое, родное, пахнущее «хазарским чернозёмом». На подворьях, раскинувшихся вокруг Больших Исад, плодоносят плантации пакистанских мандаринов, турецких помидор и израильской клубники.

А и Б сидели на трубе

Торговцы овощами и фруктами – это вообще самая заметная часть «большеисадинской публики». Любимый ареал обитания – Красный мост. Потому что там можно… сидеть на трубе. Кстати, это крылатое выражение в нашей стране чаще всего применяют к добыче углеводородов. И только на Больших Исадах оно обретает истинный смысл. Металлическая труба, являющаяся тротуарным ограждением, тянет продавцов, как шесток сверчков. Потому как это очень проходное место. Власть регулярно борется с сидельцами. Последних гоняет полиция. Если смотреть со стороны, это напоминает ситуацию: «Гном пришёл – дом ушёл». При приближении полиции торговцы перемещаются на угол (за угол) ул. Каховского, или переходят со скарбом на другую сторону. Эта многолетняя «игра», похоже, одинаково утомляет обе стороны. Но даже при предоставлении торгующим иных мест (за автостанцией, по ул. С. Перовской) «сидеть на трубе» хочется многим. В этом году власть решилась на беспрецедентно креативные меры. По верху трубы приварили «подковы» из арматуры. Уж не знаю, кому конкретно пришла в голову столь блистательная мысль, но сидеть на этой «синусоиде» не перестают. Просто кладут на «подкову» кусок картона.

Наш рынок борется за звание…

В принципе власть всегда боролась за порядок на Больших Исадах. Началось это еще в те времена, когда здесь появились Большие Исады и власть. Неизвестно, кто раньше. Так, в близкое нам позднесоветское время первый секретарь обкома Леонид Бородин лично ходил по главному корпусу и проверял – чем собрались потчевать трудящихся. Налегал, говорят, на мясо.

В новое же время каждый астраханский мэр считал своим принципиальным долгом навести тут порядок. Ну, или хотя бы попытаться. Администрации рынка и продавцам выносились множественные китайские предупреждения, удельный вес составленных протоколов превышал тоннаж продаваемой продукции, через прессу делались увещевания и воззвания. Иногда звучали даже угрозы. В 2000 году кандидат в мэры Астрахани, позднее таки ставший мэром этой же Астрахани, а чуть позже - даже волгоградским губернатором, собирался и вовсе… ликвидировать БИ! Да-Да! Письменные свидетельства содержит пресса тех лет.

Конечно, в сравнении с 90-ми, когда по главному рынку областного центра нельзя было ходить без резиновых сапог, многое изменилось к лучшему. Фарш из убиенных собачек на Красном мосту не продают (было и такое в 1994 году), фекалии ручьями не текут (хотя, как знать?), прилавки почти облагорожены, проезды кое-где разгорожены. Запах изменился к лучшему. Правда, не везде.

Рыба vs трамвай

Весной, летом и осенью продолжает весьма дурственно пахнуть пресловутый угол набережной и Каховского. Там, где маршрутки тормозят, упираясь в продукцию молочников, пахнет еще ничего, а сразу за поворотом – роман Зюскинда «Парфюмер»! Там периодически функционирует триста тридцать три раза запрещенная рыбная ярмарка. Рыбу здесь продают уже два десятилетия, причем не только «уснувшую», но и беспробудно спящую вторые сутки подряд. Раньше ее здесь же чистили, обдавая летящей чешуёй зады горожан, висящие из проходившего здесь трамвая. Трамваю мешала рыба, рыбе – трамвай. Тогдашняя мэрия нашла выход из этой сложной ситуации – трамвай в Астрахани уничтожили. Рыба победила. Сейчас здесь отгороженное пространство, строят дорогу. Судя по темпам, этот увлекательный процесс смогут наблюдать несколько поколений астраханцев. Наверное, рыбная злая энергетика мешает. Сколько рыбьей желчи полило эту землю!

Похоже, в Астрахани можно построить всё что угодно, включая филиал Эйфелевой башни. Но цивилизованный рыбный рынок на Больших Исадах (уголок Главного корпуса пока не в счёт) – увы… Это – фантастика.

О крышевании

На Больших Исадах всегда работали люди не робкого десятка. Многие на своем веку видели такое, что можно романы писать. Тем не менее, два года назад их постарались напугать. С 1 января 2013 года в силу вступал новый закон «О розничных рынках», в соответствии с которым торговля на универсальных рынках должна осуществляться исключительно в капитальных сооружениях. К маркитантам приезжали чиновники, объясняли суть политики, кое-кто вспоминал о Черкизоне. Сторонники базарной торговли сокрушались о «потерянных» рабочих местах, чиновники обещали законопослушным работникам прилавка места на Татар-Базаре и оптовом «Кутуме». Торговцы кричали: «Нам и тут хорошо», представители власти говорили: «Будет еще лучше и цивилизованнее». В общем, состоялся конструктивный диалог.

Потом грозные перемены… настали. Базар перестал быть универсальным рынком, а стал чем-то вроде … торгового центра. Изменил статус. Весьма странным образом это практически никак не сказалось на негоциантах, продолжающих стоять под открытым небом. Меж тем, с 2015 года под крышу должны перейти и сельскохозяйственные рынки. Слово «крыша», если вы заметили написано без кавычек, речь о капитальных строениях.

Может, все же накрыть Красный мост куполом?

Сочетание несочетаемого

Вообще, когда говорят о Больших Исадах, то редко кто остается беспристрастным. Очень много экспрессии и эмоций. Иногда положительных, иногда – совсем наоборот. Достопримечательность. Язва. Доступность. Криминал. Экзотика. Грязь. История. Конфликты. Ассортимент. Свалка. Это всё из многочисленных характеристик, периодически «выдаваемых» на рынок «Большие Исады». Такой это самобытный и противоречивый объект. Но он есть. Это медицинский факт. И никуда от него не деться, поскольку вряд ли Астрахань без него останется именно Астраханью…

Кстати, уничтожить его если не материально, то хотя бы духовно, пытались в советское время. Решили лишить это базар самого главного – имени. И постановили называть этот участок суши «Колхозный рынок номер два». Ничего в итоге не вышло. Большие Исады успешно пережили Советский Союз.
Нет, определенно что-то есть в этом месте…

Автор – журналист