Штаны… из пластика!
В Астраханской области периодически проводятся замеры образования твёрдых бытовых отходов. Из результаты служат основой нормативов накопления мусора не только для всех групп населения, но и иных производителей. И, естественно, для формирования тарифов. По данным администрации областного центра, за первый квартал текущего года с улиц города было вывезено 6 тысяч тонн отходов жизнедеятельности. Сколько же наберётся этого «добра» за год?

Нынешние замеры были сделаны не случайно. Дело в том, что с первого января 2019 года страна должна была перейти на новый порядок обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Это надо сказать, третья попытка запустить в стране «мусорную» реформу. Две других, не увенчались успехом. А лучше сказать, не начавшись заглохли. Как всегда, регионы раскачивались и не начинали преобразования в срок. Так было в 2016 году, так было в 2017 году, когда всё повторилось. Регионы в начале этого года также оказались не подготовленными. Что в итоге станет с третьей по счёту попыткой? Покажет время.

Замеры накоплений мусора показывают, что эта проблема для нашего региона становится актуальной. Несмотря на своевременный вывоз, мусора как в городах, так и в сельских населённых пунктах не становится меньше. Несанкционированные свалки вблизи населённых пунктов растут как грибы во время дождя. Это начинает угрожать экологическому благополучию населения, его здоровью. Проблемы эта касается не только нашей области, она насущна для всей страны.

Россия каждый год создаёт 70 миллионов тонн отходов. 90 процентов из этого количества просто-напросто вываливается на свалках и там гниёт, тлеет, горит. Перерабатывается из всего этого добра только 7-8 процентов. Для примера. В Южной Корее на мусорных полигонах остаётся только 16 процентов отходов, а 60 процентов перерабатывается, 22 процента из этого сжигается в качестве топлива на электростанциях. Во Франции захороняется 28 процентов. В Германии – 15 процентов, в Швеции – всего один процент. Вот с кого надо брать пример.

Мусор – проблема глобальная. Цивилизованные страны озабочены этим давно. Европейский парламент, например, недавно ввёл запрет на использование одноразовой пластиковой посуды, ватных палочек, соломинок для коктейлей… Всё дело в проблеме утилизации пластика. Посуда из него используется всего 10-12 минут, а разлагается 400 лет.

Кстати, пластиковые пакеты уже попали под запрет во Франции, и в Великобритании уже три года берут пять пенсов за использование пластиковых изделий. В Китае и в Австралии сверхтонкие пакеты не используются с 2008 года. А в магазинах такую продукцию уже нельзя получить бесплатно.

Постепенно и наша страна встаёт на этот путь. От бесплатной упаковки уже отказались шесть торговых сетей. По их мнению, бесплатная раздача пакетов только ухудшает экологическую ситуацию.

Учёные подсчитали, если в течение года ежедневно использовать многоразовую сумку вместо одноразового пакета, один человек спасёт землю от 200 пакетов, каждый из которых разлагается не один десяток лет.

Как бы мы не хотели поскорее избавиться от пластика, его не становится меньше. К примеру, той же пластиковой посуды. Её с каждым годов на 25 процентов становится больше. А если к этому прибавить весь бытовой мусор, все твёрдые бытовые отходы – куда всё это прятать? И не удивительно, что всё настойчивее звучит требование общественности о переработке. В Стратегии экологической безопасности России, разработанной до 2025 года, как раз предполагается качественный скачок в развитии перерабатывающего производства отходов и бытового мусора. Кроме разделения, сжигания, сортировки, на первый план выходит проблема переработки вторсырья. Только так, в комплексе, считают аналитики, можно достичь стратегической цели – уменьшить объём захоронения твёрдых бытовых отходов. Япония начала «мусорную» реформу ещё в 1960 году. В Европе к ней приступили на двадцать лет позже. Но суть и там, и там была одинаковой и заключалась она в следующем: в первую очередь – сортировка отходов дома, на месте. Затем более тщательный отбор фракций на мусоросортировочном заводе. Пластик, стекло или бумага – только сухая, мокрая в переработку не идёт. Органика используется для биокомпостирования. В Японии на нём выращивают овощи, в России биокомпост используется на рекультивацию старых свалок. А всё что потом остаётся захоранивается или сжигается.

Такая вот формула работы с отходами…

В мире сейчас набирает популярность новое направление работы со вторичным сырьем. Вы не поверите, но это так. У нас мало кто готов носить вещи, сделанные из переработанных материалов, но «за бугром» уже во всю в них щеголяют и даже не подозревают об этом.

Россия старается идти в ногу с прогрессом. На днях в свободную продажу была выставлена домашняя и гостевая форма игроков клуба «Спартак» нового сезона, сшитая из переработанного полиэстера, что обеспечивает меньшее негативное воздействие на окружающую среду. Для одного комплекта футбольной формы в среднем используется 16 переработанных пластиковых бутылок. Стоимость одежды, несмотря на дешевизну материала совсем не низкая: шорты в среднем стоят две тысячи рублей, футболки – в два раза дороже, сообщила недавно одна из центральных газет.

Оказывается, что многие высококачественные и высокотехнологичные вещи в сегменте одежды для спорта и отдыха изготовлены из синтетических волокон. И волокна эти получены после повторной переработки пластика. В том числе из пластиковых бутылок.

Кстати, одежду на основе переработанного пластика и полиэстера изготавливают не только спортивные бренды, но и хорошо известные модные бренды.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 27 (837), 2019 г.