Скандальные выборы и правосудие по-астрахански
Я много лет принимаю участие в избирательных кампаниях. Более 10 лет я была секретарем территориальной избирательной комиссии. Поэтому могу ответственно заявить – такого пристрастного подхода к «чужим» кандидатам, такого открытого игнорирования избирательного законодательства, как в Икрянинском районе Астраханской области, я не встречала никогда.

Избирательная комиссия муниципального образования по формальному поводу отказала в регистрации трём кандидатам: мне, Анастасии Омельченко и Вере Копейкиной.

В избиркоме с момента уведомления нашими партиями знали, что у нас есть нарушения, нас об этом не предупредили, дождались времени, когда мы уже не смогли бы исправить свои нарушения, и отказали в регистрации. Дескать, нарушение есть, комиссия не обязана вас предупреждать, но обязана отказать.
  
Мы втроём пытаемся обжаловать решение избирательной комиссии. Но Икрянинский районный суд пока что не дал нам возможности стать кандидатами. При этом, следует заметить, что та же председатель икрянинского избиркома заблаговременно предупредила об ошибках представителя ЛДПР и дала ему возможность избежать отказа при регистрации.
В этой ситуации меня очень порадовало, что на нашей стороне выступили некоторые члены комиссии. Но даже их позиция не помешала «чёрному» делу. А вот потом стали происходить удивительные вещи.
Выяснилось, что документы единственной из четырёх женщин, благополучно зарегистрированной в качестве кандидата, оказались далеки от идеала. В частности, сборщиками подписей у нее выступили, среди прочих, руководитель первичной организации профсоюза образования и заместитель директора муниципального учреждения. Более того, все сборщики подписей сами пришли к этой женщине – кандидату, и предложили собирать за нее подписи!

Сам сбор подписей происходил непосредственно в её штабе. Среди лиц, отдавших подписи в её поддержку: многочисленные муниципальные служащие, работники администрации Икрянинского района и прочих бюджетных учреждений района. Избирательная комиссия в этом никаких нарушений не усмотрела. Икрянинский районный суд нарушений тоже не установил.

При проверке подписных листов, поданных этой женщиной-кандидатом для регистрации, избирательная комиссия, вопреки требованиям законодательства, полную проверку ее документов не производила. Никаких запросов о том, кем являются сборщики подписей, комиссия даже и не думала отправлять. Когда один из членов комиссии предложил все-таки такую проверку провести, ему дали официальный ответ, что комиссия такие данные проверять не собирается, поскольку такие действия не входят в ее полномочия. То есть «чужим» кандидатам комиссия по формальным основаниям отказать может, а своего – из власти, проверять не собирается? Где же тут принцип равенства кандидатов? Почему районный суд не усмотрел в действиях комиссии таких явных нарушений закона?

Нарушения, обнаруженные у единственной оставшейся женщины-кандидата, все-таки стали предметом судебного разбирательства. На суде избирательная комиссия в лице своего председателя показала себя во всей красе. Вкратце, суть позиции комиссии свелась к тому, что «нарушений у этого кандидата нет, потому что их там не было и не могло быть». Доказательства нарушений, а именно, что руководитель первичной организации профсоюза образования и заместитель директора муниципального учреждения являются органами управлений организаций, которым федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо запрещает участвовать в сборе подписей в поддержку кандидата, Икрянинским районным судом во внимание приняты не были. Полагаю, что суд не вник в доводы. Очевидные нарушения, по которым единственной зарегистрированной среди женщин кандидату должны были отказать в регистрации, судом детально исследованы не были. И это тот самый суд, который снял трех её соперниц по формальным основаниям, не приняв во внимание судебную практику, которая совершенно однозначно не посчитала нарушения, схожие с нашими, причиной для отказа в регистрации!

Но где же тогда здесь справедливость и закон, который одинаково применим ко всем без исключения гражданам Российской Федерации? Почему районный суд, когда ему это необходимо, цепляется за самые незначительные мелочи, если нужно убрать неугодных кандидатов, а когда нужно «своего» кандидата допустить до избирательной кампании, делает это любыми возможными способами?!

Следует заметить, что при вынесении решения районным судом не принята во внимание позиция Конституционного суда Российской Федерации о том, что правовое регулирование, предусматривающее признание подписи избирателя недействительной, возможно при наличии официальной справки уполномоченного государственного органа и что при проверке подписей избирателей для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, устанавливает дополнительные гарантии защиты избирательных прав от произвольных решений по вопросу о действительности (недействительности) сведений об избирателях (определение Конституционного Суда РФ от 10.02.2016 N 216-О).

Я и мои коллеги по несчастью очень надеемся, что Астраханский областной суд более внимательно рассмотрит нарушения избирательного законодательства, допущенные кандидатом на должность главы муниципального образования «Икрянинский район», и примет единственно верное, законное решение о снятии её с предвыборной гонки. Будем следить за развитием событий и в очередной раз надеяться, что областной суд исправит недочеты своих младших коллег.

Хочется верить, что справедливость восторжествует!

Несостоявшийся кандидат на должность главы муниципального образования «Икрянинский район» Валентина Антипова
Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №9 (815), 2019 г.