Сказки о хорошем техосмотре
Который уже раз наши власти потчуют народ сказками о хорошем техническом осмотре автотранспорта, который якобы станет и качественным, и главное – необременительным для автовладельцев. К тому же, его можно будет пройти в любом техническом пункте того или иного населённого пункта. В общем, сплошная благодать.

В 2011 году в нашей стране заговорили о проблемах технического осмотра на самом высоком уровне. Дмитрий Медведев, будучи тогда президентом России, заинтересовался положением дел в том секторе экономики. А так как приближались выборы в Государственную Думу, решил, как бы потрафить электорату, а автомобилисты – довольно значительная часть этого самого электората. И заявил: он, мол, за то, чтобы процедуру техосмотра автотранспорта вывести из-под юрисдикции Министерства внутренних дел и передать его коммерческим структурам.
Ничего, дескать, хорошего нет, когда одно и то же ведомство проводит осмотр технических средств, а потом контролирует эти же транспортные средства на дорогах.
Абсурд, мол, какой-то получается. И даже высказал мысль: а не отказаться ли совсем от технических осмотров? Отказаться тогда от технического осмотра не решились. Однако процедуру несколько упростили. И уже с 2012 года стали техосмотры проводить по новому регламенту. И новым правилам.

В целом процедура техосмотра осталась прежней. Однако появились некоторые новшества. Теперь можно было тестировать автомобиль в любом пункте ТО, которые стали появляться, как грибы после дождя. Более десятка открылись в Астрахани и в райцентрах. Документов при техосмотре требовалось немного: права на управление транспортным средством, свидетельство о регистрации автомобиля или его технический паспорт. Талоны техосмотра стали выдаваться не ГИБДД, а теми организациями, которые стали осуществлять технический осмотр. Изменился и сам порядок техосмотра. Если раньше автовладелец покупал полис ОСАГО, а потом ехал на техосмотр, то теперь всё стало наоборот: сначала необходимо было пройти техосмотр, а уж потом ехать за полисом страхования автогражданской ответственности.

Тогда же было введено правило, что автомобили до трёх лет, начиная с года выпуска, освобождались от процедуры техосмотра. Был также установлен период – с 2012 по 2014 годы – когда автовладелец мог предъявлять авто на техосмотр или в Госавтоинспекцию, или в организацию, получившую лицензию на проведение ТО. Тогда всё упиралось в цену, по которой проводились техосмотры. Разброс был огромный. Цены скакали. Всё зависело от того, в какой зоне находился пункт техобслуживания. Богатым или бедным был регион. Всё это приводило к недовольству. Особенно негодовали водители. Грабёж, мол, полный… Мы, мол, всё делаем, чтобы автомобиль был «на ходу», чтобы он отвечал всем техническим требованиям, и нам же за это приходится платить.

В какой-то мере это действительно так. И не удивительно, что за водителей «встали горой» народные избранники. Некоторое время назад группа депутатов российского парламента выступала с предложением об отмене техосмотров для личных автомобилей. Мотивируя это тем, что в данный момент можно без особого труда купить талон ТО на любой станции техобслуживания. Так стоит ли ломать копья? А вот для транспорта, который осуществляет перевозку пассажиров, процедура осмотров должна остаться неизменной и даже быть ужесточена. Во всяком случае, не реже одного раза в шесть месяцев.

Пока это только инициатива. Будет ли она законом, покажет время. Будем ждать.

Борис Касаткин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №8 (814), 2019 г.