Судьбинушка Астраханского государственного театра оперы и балета

«Извела меня кручина – подколодная змея.
Ты гори, моя лучина, догорю с тобой и я»
(лейтмотив судьбы Астраханского оперного театра)

Ещё во время строительства Астраханского государственного театра оперы и балета (АГТОБ) его сравнивали с мавзолеем-мечетью Тадж-Махал, находящимся в индийском городе Агра, на берегу реки Джамна. Построено это великолепное здание по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка.

Строительство Тадж-Махала закончилось в 1653 году.

Строительство АГТОБ закончилось в 2012 году.

Стало быть, Тадж-Махалу 365 лет, АГТОБ – шесть. Тадж-Махал держится молодцом, только немного желтеет мрамор, да из-за изменения структуры почвы идёт небольшая усадка, но это поправимо. Что будет с астраханским гостеатром время покажет. Например, металлочерепица крыши вряд ли выдержит четыре века, потому что ремонт кровли нужен уже сейчас.
Тадж-Махал, став музеем, приносит доход в казну Индии – ведь ежедневно его посещают десятки тысяч туристов.
АГТОБ пока что ощутимых доходов не приносит. Не выручают даже соревнования бодибилдеров на сцене театра оперы и балета.

Нам неизвестен руководитель нынешнего Тадж-Махала, но АГТОБ с 2010 по 2017 год в чине директора возглавлял Валерий Воронин. Конечно, нагрузка на Валерия Воронина была велика – ведь в тот период он получал зарплату не только директора театра, но и художественного руководители, а также главного дирижёра. Теперь Воронин несёт на себе бремя только двух последних должностей. Но как несёт! Человек, как говорится, знает себе цену.

Управление федеральной антимонопольной службы по Астраханской области установило, что в 2015-2017 годах на нужды театра было приобретено услуг и товаров на сто миллионов рублей без объявления открытых конкурсов, что является нарушением действующего законодательства. Возможно, в связи с этим Воронин и потерял директорские зарплату и возможности. А возможности были чудесные: в 2015-2016 годах, к примеру, АГТОБ заключил сразу четыре госконтракта с Ворониным на сумму более одного миллиона рублей. Контракты предполагали услуги дирижёра-постановщика к различным спектаклям. Какая удивительная гармония: директор, худрук и главный дирижёр в одном лице получал зарплаты, да ещё назначал сам себе выплаты под маркой государственных контрактов.

Вероятно, после этого Воронин возомнил себя Великим комбинатором и решил прославлять себя на многих рекламных полотнах АГТОБ.

Сравнивать АГТОБ с Тадж-Махалом – неправильно. У этих двух объектов культуры совершенно разные задачи и разные судьбы.

Радует одно – теперь наш астраханский государственный театр оперы и балеты находится под руководством директора Натальи Викторовны Шаговой. Астраханцы уверены, что наш храм Мельпомены будет лучше и продолжит радовать горожан и гостей Каспийской столицы культурными открытиями!

Олег Солнцев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 6 (766), 2018 г.