Татарстанские деятели используют Ивана Грозного для провокаций в Астрахани

Участники прошедшего в Астрахани Круглого стола «Актуальные вопросы истории народов России в контексте современных этнополитических процессов», который был посвящён анализу исторического периода правления Ивана IV Грозного, написали обращение шеф-редактору Деловой электронной газеты «Бизнес-Online» Брусницыну А.В. В этом издании вышла публикация « Идет процесс ликвидации самосознания и идентичности астраханских татар» - о проведенном в Астрахани Круглом столе. Спикеры, давшие интервью татарстанскому изданию, извратили факты, изложив их в провокационной манере.

AST-NEWS.ru публикует обращение руководителя Астраханского регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» Сергея Чаплыгина и президента Астраханской региональной общественной организации «Центр ногайской культуры «Эдиге» Эльдара Идрисова.

Уважаемый Алексей Викторович, уважаемая редакция!

Участники Круглого стола, прошедшего в Астрахани 27 февраля 2020 года под названием «Актуальные вопросы истории народов России в контексте современных этнополитических процессов», ознакомились с интервью профессора Казанского федерального университета, доктора исторических наук Р.Р. Фахрутдинова и помощника имама астраханской Белой мечети Муслима Юнусова на странице вашего издания.

Нам неловко возражать столь уважаемым людям, но мы вынуждены реагировать на эту публикацию, чтобы минимизировать нанесённый сознанию читателей Татарстана вред. Значительная часть интервью представляет собой смесь неправды и голословных умозаключений. В предисловии, озаглавленном «Под влиянием интересов узких политических кругов в отдельных регионах Российской Федерации», нас удивили следующие высказывания журналиста А. Нигматуллина: «...число этнических татар здесь может резко сократиться. Во всяком случае, такую цель, судя по всему, ставят определенные силы в регионе, поддерживаемые частью местной политической элиты»;

«...планы по корректировке этнического состава субъекта Федерации — это объективная реальность, в частности, такие выводы сделали для себя участники недавнего круглого стола, прошедшего в конце февраля на территории Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, под названием «Актуальные вопросы истории в контексте современных этнополитических процессов».

Учитывая значимость межнационального согласия в России и наличие в нашей стране целевых программ по сохранению культуры и языка российских этносов, хотелось бы узнать, может ли А. Нигматуллин предоставить на обозрение доказательства существования «планов по корректировке этнического состава» какого-либо субъекта Российской Федерации и назвать те самые «определённые силы в регионе» и «часть местной политической элиты» с указанием документов, имён, фамилий и других признаков?

После Вашей публикации у астраханцев возникли вопросы и к Р.Р. Фахрутдинову относительно его суждений о резолюции Круглого стола, как об итоговом документе мероприятия. Например, «...Здесь есть очень печальные для нас моменты, которые я хотел бы озвучить, имею в виду резолюцию. Например, «признать относительно мирный характер вхождения Нижнего Поволжья в состав Московского государства» — да и бог с ним, ладно».

Хотелось бы понять, почему столь уважаемого в Казани человека и эксперта в области исторических наук так печалит факт мирного вхождения Астраханского ханства в состав России при Иване IV? Это потому что данный факт ломает старые, навязанные стереотипы об этом царе?

Или наоборот, у профессора есть сведения, доказывающие обратное, что Астрахань «присоединяли огнём и мечом»? Тогда почему ни он сам, ни прибывшая с ним коллега по КФУ за всё время работы Круглого стола не попытались аргументированно оспорить сентенцию о мирном присоединении?

Также хотелось бы узнать у Р.Р. Фахрутдинова, насколько этичны для гостя сравнительные оценки, данные им Астрахани и Татарстану? Мы имеем ввиду этот пассаж: «...Астрахань страшно запущена. Там никаких изменений нет. Вернулся из города, думаю: какое счастье, что я живу в Татарстане. Это вроде банальные слова, но на самом деле так. А еще у нас в республике публично ни русские, ни татары друг друга оскорблять не станут, но то, что я видел в Астрахани, — это просто кошмар».

И если со словами о запущенности на фоне Казани отчасти можно согласиться, так как в отличие от Астрахани, начиная с конца XVI века и по настоящее время, центральные власти Русского царства, Российской империи, СССР и Российской Федерации приоритетно вкладывались в экономику Казанского царства, Казанского воеводства, Казанской губернии, Урало-Волжского штата, Татарской АССР, Татарской ССР и Республики Татарстан (нефтеразведка с 1568 г., учреждения высшего образования с 1804 г., электроэнергетика с 1944 г., грузовое автомобилестроение с 1969 г. и т. д.), то фраза уважаемого профессора: «...то, что я видел в Астрахани, - просто кошмар» применённая к деликатной сфере межнациональных отношений, наводит на определённые тревожные размышления и требует пояснений: Где, кто и когда оскорбил в Астрахани профессора Р.Р. Фахрутдинова или его близких по национальному признаку? Этот вопрос является значимым для любого астраханца и требует ответа.

На наш взгляд, восклицание «просто кошмар» было бы более уместно адресовать к тому, что периодически происходит в самой Казани с начала 90-х годов ХХ века, к тем всплескам национализма и вандализма в отношении памятников истории, когда тот же Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, с пугающей регулярностью становится объектом нападения вандалов и осквернителей.

В интервью вашему изданию Р.Р. Фахрутдинов сообщил, что во время обсуждения на Круглом столе им была предложена к просмотру: «...запись выступления патриарха Кирилла, где тот даёт оценку личности Ивана Грозного. Запретили её смотреть. Хотя святейший там все точки над i расставляет. Мощные аргументы, оценка личности Ивана Грозного как одного из самых кровавых правителей в истории России. На что было сказано, что патриарх для них не авторитет».

Мы подтверждаем, что г-н Фахрутдинов действительно предлагал к просмотру видеозапись выступления патриарха Кирилла (которую ваш журналист позже разместил в тексте интервью от 09.03.2020 г.), но формат мероприятия позволял просматривать только заранее заявленные видеоматериалы и по этой причине участники Круглого стола смотреть видео не стали.

Правдивость же утверждения профессора КФУ: «На что было сказано, что патриарх для них не авторитет», целиком оставляем на его совести, ибо эту фразу не произносил никто из астраханцев, а произнёс её сам профессор Фахрутдинов на 55-56 минуте видеозаписи, в чём легко можно убедиться, просмотрев полную видеозапись Круглого стола. Мы считаем, что доктору исторических наук не к лицу вводить в заблуждение Ваших читателей подобным образом.

Удивление и недоумение вызывают высказывания Муслима Юнусова (не присутствовавшего на Круглом столе) о других участниках дискуссии - представителях астраханских общественных организаций, выступающих за установку в Астрахани памятника Ивану IV (Грозному). Помощник имама Белой мечети с использованием специфической лексики и в утвердительной форме заявил: «...Подряды, которые получат эти аффилированные товарищи, участвовавшие в круглом столе, к власти же очень близкие, некоторые вообще оттуда. То есть 50 процентов от Малафеева, а 50 процентов - из бюджета Астраханской области. Это чиновники, которые будут иметь возможность доступа к деньгам, а общественники раздербанят оставшееся».

Нам хотелось бы узнать у Вас и у г-на Юнусова, о каких «подрядах» идёт речь, кто является «аффилированными товарищами», с кем они аффилированны и кто из общественников собирается что-то «дербанить»? И главное, что даёт ему моральное право говорить так о незнакомых людях?

К сведению доктора исторических наук и этнолога Р.Р. Фахрутдинова, хотелось бы отметить, что в переписи СССР 1989 г. как минимум 3958 астраханских карагашей уже записывались как ногайцы. Всего же в РСФСР, тогда официально насчитывалось 73 703 человека ногайской национальности. По результатам Всероссийской переписи 2002 года, ногайцев стало 90 666 человек, а Всероссийская перепись 2010 года показала численность ногайцев 103 660 человек, включая 7589 человек в Астраханской области. Татарский же язык преподавался ногайцам с 1930-х по начало 1961 г. в рамках образовательной политики советских властей.

Поэтому, говорить о том, что для карагашей ногайская идентичность является новой, не корректно, тем более со стороны учёного. Из среды карагашей вышел известный ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков, чьё 140-летие со дня рождения астраханцы отмечали 18 марта 2019 года, и который принимал активное участие в формировании современных норм литературного ногайского языка в советское время.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 43 и 46 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации", обращаемся к Вам с требованием опубликовать опровержение сведений, процитированных выше из интервью от 09.03.2020 г., как не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство руководителей, членов общественных организаций Российской Федерации и Астраханской области. Кроме того, требуем предоставить нам возможность разместить в Вашем издании ответ на публикацию от 09.03.2020 г.

Памятник Ивану Грозному