Сам по себе термин «лицо кавказской национальности» родилось в милицейских протоколах, потом был подхвачен шовинистами всех мастей и просто недалёкими людьми.

Негативное отношение к выходцам с Кавказа присутствует в определённых слоях населения, порой подогреваемое шовинистическими выпадами псевдоинтеллигентов окололитературных кругов.

Даже в условиях средневековья происходила миграция населения. Торговые и любознательные люди путешествовали с Востока на Запад и с Запада на Восток.

В Астрахани XVI-XVII веков уже временно и оседло проживали выходцы с Кавказа, Средней Азии, Персии и Индии. В основном это были купцы, но так и люди, которых в Астрахань забрасывала злая судьба. Порой это были те, кто не желал становиться жертвами жестокого обычая кровной мести. Такие люди чаще всего прибывали с Северного Кавказа.

Массовой миграция стала после развала СССР.

Чужаки

В стародавние времена, когда люди редко переезжали с места на место, к чужакам относились с предубеждением, прежде всего изыскивали в них недостатки, чтобы доказать прежде всего самим себе, что все приезжие недотёпы, неумехи, нескладухи и вообще хуже наших.

Отсюда пошли прозвища жителей отдельных городов.

Пензяки - толстопятые.

Пермяки – солёные уши.

Рязане - косопузые.

Арзамасцы – лукоеды.

Архангельцы – моржееды.

Клички давались и целым народам.

Запорожские казаки наголо брили голову, оставляя спереди чуб, который русские называли «хохол». Самих носителей такой прически тоже стали называть хохлами, а от них прозвище перешло и на всех украинцев вообще.

В отличие от украинцев русские носили бороды, что и дало первым повод назвать их кацапами. В украинском языке слово «цап» обозначает козла, у которого, как известно, имеется «борода». Украинское словосочетание «як цап» буквально означало «как козел». Позже оно трансформировалось в известное всем слово «кацап».

Абрек - чеченец, дагестанец, в широком смысле представитель любого народа Северного Кавказа мужского пола. Среди самих кавказцев - горец-изгой.

Мы все - россияне

В республиках Северного Кавказа живут не только торговые люди. Здесь обширный слой интеллигенции, так же много, как и по всей России, учителей, врачей, библиотекарей. Человек, имеющий работу по специальности в Махачкале или Буйнакске, никогда не надумает переезжать в Камызяк Астраханской области. Сорваться с места может только неудачник, авантюрист или представитель криминала, которому стало неуютно на родине, потому что воров, мошенников, убийц и насильников не любят везде.

Но преступников среди приезжих с Северного Кавказа сравнительно немного.

Представьте, что молодой бедный аварец приезжает к нам. Он находит здесь земляков. Они помогают ему устроиться на работу, при удаче дают денег взаймы на приобретение развалюхи в районе Больших Исад. Молодой аварец начинает работать и попутно приступает к строительству своего дома. Ему некогда бродить по городу, приставать к русским и татарским девчонкам, ему некогда бухать и бездельничать. И вот через год дом построен – солидный, надежный, с торговым помещением на первом этаже, с жильём на втором, с хозяйственными постройками во дворе. Аварец берёт жену из дочерей соседей. Это уже не гость – это астраханец, который ни с кем не собирается воевать и враждовать. В своём доме он открывает магазинчик, где торгует его жена, а сам продолжает работать где-нибудь в автосервисе или шофером.

Что в этом плохого? Это плохо только с точки зрения бездельников, которые не привыкли работать, а в силу своей физической и моральной распущенности уже и не способные трудиться. Они могут только клянчить и воровать. Увы, но наш аварец видит вокруг себя именно таких русских людей. Еще он видит русских чиновников, вымогающих взятки за любую справку, за любой разрешительный документ. Может ли аварец, который никогда не был философом, оценить позитивно русских людей?

Конфликты

У нашего аварца вырастают сыновья, которые не так загружены как их отец в молодости. Им есть время гулять с друзьями по городу. У них горячая кровь, они полны сил. Ищут ли они серьёзного конфликта с представителями коренного населения? Конечно, нет. Всё начинается с того, что окружающим не нравится их чрезмерная жизнерадостность.

Вот строки из книги местного писателя: «…идёт по улице Савушкина группа молодых кавказцев. Ну, и пусть себе идут! Но как они это делают? Как весёлые громогласные, бесцеремонные хозяева…».

Но как ещё могут вести себя молодые здоровые ребята? Почему они должны переговариваться исключительно шёпотом?

Они никого не трогают, не задираются, не бьют стёкол в домах, не грабят прохожих, не вымогают денег. Они просто гуляют. И им неожиданно делают замечание прохожие с психологией местечкового писателя. Замечание делается совсем не деликатно, а по-астрахански грубо. Трезвый человек воспитывать ребят, естественно, не взялся бы. Воспитывать берётся человек подвыпивший. Как бы вы, будучи трезвым, отреагировали на то, что какая-то пропитая личность берётся воспитывать вас – трезвого и не нарушающего законов человеческих и государственных?

Трезвые аварцы могут ответить спокойно, но рано или поздно они ответят адекватной резкостью, потому что им, трезвым людям, всегда неприятно разговаривать с пьянью.

Конфликт начался. Он может так и закончиться словесной перепалкой, а может перейти и в драку, исход которой в любом случае – безобразен.

Они и мы

Они – кавказцы. Мы - русские. Это не совсем эквивалентные понятия.

Правильнее так: они – кавказцы, а мы – давным-давно перемешанные между собой русские, украинцы, белорусы, поляки, немцы, татары…

Но кавказцы  - это представители множества народов, которые, как правило, в отличие от русских однородны.

Чеченцы, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ингуши, рутульцы, табасараны, агулы, цахуры, хиналугцы, удины, арчинцы, кабардинцы, черкесы, абазины, адыгейцы, осетины (14 % из всей нации), карачаевцы, балкарцы, ногайцы, дагестанские азербайджанцы – мусульмане суниты.

Азербайджанцы – мусульмане шииты.

Осетины, грузины (картвелы), ассирийцы – православные христиане.

Горские (грузинские евреи), таты – иудеи.

Армяне, ассирийцы – христиане армянской апостольской церкви.

Разве можно называть всех этих людей «лицами кавказской национальности»?

Кто лучше: они или мы? Этот вопрос глуп, даже если относится к сравнению двух блюд – люля-кебаба и гуляша. Сравнение народов слишком сложный процесс, чтобы ответить на него определённо и достаточно убедительно.

Жители Кавказа, приезжая к нам в Астрахань, от полезной воды из горных источников переходят на воду, разбавленную фекалиями и химическими отходами со всех волжских городов и сёл.

Жители Кавказа приезжают к нам без вредных привычек (не считая табакокурения).

Жители Кавказа приезжают к нам с трудовыми навыками, присущими сельским жителям горных районов.

Они и мы одинаково наивны и бесхитростны. Они и мы одинаково страдали, например, от игромании, пока по всей России не закрыли игровые залы.

Просто жить

Примитивные призывы «Давайте жить дружно» дёшево стоят в реальной жизни.

Совдеповская «дружба народов» вылилась в десятки кровавых межнациональных конфликтов, к которым можно отнести и нынешние события на Украине.

Нам – простым людям любой национальности - нечего делить.

Люди должны жить своей жизнью, доброжелательно относясь ко всем окружающим. Доброжелательность недорого стоит, но она не даёт повода к ссорам и дракам. Нарушить гармонию могут только преступники, которые встречаются и среди выходцев с Кавказа, и коренных астраханцев. Но преступниками должна заниматься честная и неподкупная полиция, которая должна жестко пресекать любые проявления шовинизма.

Шовинизм позорен и недопустим в любых его проявлениях.

Н. Иванов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 23 (584), 27.06.2014 г.