Цена учёбы. О проблемах в образовании – российском и астраханском

Завершился учебный год в общеобразовательных школах страны. Как и везде, астраханские школьники готовились к выпускным экзаменам. Сдать их на высшие баллы – мечта каждого. Ведь от того, как выпускник окончит школу, будет зависеть его дальнейшая судьба. Чего греха таить, каждый выпускник нацелен только на поступление в высшее учебное заведение. А уже если не повезёт, тогда можно будет подумать и об учебном заведении среднего уровня. А это самый короткий путь к производству, к получению рабочей профессии.


Нужно сказать, что в Астраханской области дефицит рабочих профессий ощущается уже не первый год. Поэтому в приоритете должны быть такие учебные заведения, где готовят рабочие кадры самого широкого профиля. Но их у нас можно по пальцам пересчитать. Я имею ввиду профессионально-технические училища и колледжи. Высших учебных заведений тоже не много. Но их с каждым годом становится всё больше и больше за счёт учебных заведений с заочным образованием и открытия филиалов ВУЗов других крупных городов и, естественно, московских. Так что выпускникам нашего города есть, как говорится, куда податься, где попробовать свои силы. Предпочтительнее окажутся ребята, получившие высокие баллы по ЕГЭ. В прошлые годы нашим выпускникам особо хвалиться было нечем. Даже двойки получали. Особенно не радовали баллы по так называемым основным предметам. Да и с русским языком не всё было в порядке. Ежегодный «Тотальный диктант» хорошо показывает, как астраханцы слабы в родном русском языке.


В минувшем году в Астрахани и в районах области в четвёртый раз был проведён всемирный проект популяризации грамотности. Не все, участвующие в написании диктанта, получили удовлетворительные оценки. Людям старшего и среднего возраста не стыдно оказаться в «двоечниках». Они учились давно, кое-что подзабыли. К тому же правила правописания в русском языке в последние годы менялись неоднократно. А вот молодым и особенно школьникам выпускных классов оказаться в двоечниках непростительно. Ведь им уже совсем скоро придётся держать экзамен по этому предмету. Но хочется отметить, в этом году с «Тотальным диктантом» астраханцы справились лучше.


Семь лет назад, в 2009 году, министерство образования отменило выпускное сочинение, назвав его «необъективным экзаменом». И вскоре стало понятно, что поторопились. Оказалось, что старшеклассники не могут грамотно и логично выстраивать свою речь. Пришлось, как говорится, начинать чуть ли не с нуля. В этом году выпускникам придётся опять писать сочинения. Посмотрим, как школьники с этим справятся.


Проблем в российском образовании – хоть отбавляй. Астраханское образование не является исключением. Однако изменения в лучшую сторону налицо. Внедряются в практику новшества. Идёт модернизация учебного процесса, школы пополняются современным оборудованием. Возводятся новые школьные здания. В этом году будут выпускаться учащиеся, которые пришли в школу в трудные девяностые годы, когда был спад рождаемости. И желание у них одно: достойно проститься со школой и вступить в новую, неизвестную жизнь. А новым, конечно, будет институт, университет, академия. Как хочется оказаться в них каждому выпускнику! Но окажутся в них не все. И причины этому будут разные. Первым барьером, естественно, будут оценки. Низкие оценки – серьёзный барьер для поступления в хорошее учебное заведение. Другим барьером, не менее серьёзным, станет оплата учёбы, если не наберёшь необходимых проходных баллов. На бесплатное обучение, как правило, могут претендовать лишь отличники. В этом году в астраханские ВУЗы на бюджетной основе примут 2073 абитуриента. В прошлом году было 1866. Получается, бюджетных мест больше. Но вот как оказаться в счастливчиках? Ведь конкурс огромный. Поступить учиться платно проще, но плата здорово бьёт по карману родителей. У кого папаша с мамашей состоятельные – никаких проблем не будет. А вот для других – сплошные проблемы. Не каждой семье под силу. По некоторым данным, первый курс на так называемых престижных профессиях обойдётся в 100 тысяч рублей. Профессии, которые не востребованы на рынке труда, оцениваются в 40 тысяч. А в целом цена за учёбу колеблется в пределах 50-60 тысяч рублей.


Короче говоря, учёба не всем по карману. И не удивительно, что сейчас самым серьёзным образом ставится вопрос замораживания цен. На несколько ближайших лет. И закрепить это законодательно. Зарабатывать на студентах в сложной экономической ситуации просто аморально, считают депутаты Госдумы. Но министерство образования пока молчит. А пока министерство молчит, тенденция повышения цен на высшее образование будет расти.


Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 19 (629)