В самом конце минувшего года в эфире областной гостелерадиокомпании показали зрелище, которому самое место не там, где оно проходило (а именно – в ресторане гостиницы, которую непосильным трудом нажил Пётр Гужвин), но в самом что ни на есть астраханском государственном цирке. Правда, в цирке с «Лотоса» взяли бы за аренду деньги, а вот гостиничный зал, видимо, достался телерадиокомпании бесплатно, по знакомству.

Речь идёт о так называемой премии «Лица года», мероприятии, призванном, по всей видимости, порадовать тех, кто платит ГТРК деньги. Не случайно же именно рекламодателей «Лотоса» назначили победителями в бизнес-номинациях. Действительно достойных людей (к примеру, отважного армянского парня, спасшего ребёнка от верной смерти при пожаре) было, что называется, раз-два и обчёлся – их и пригласили, чтобы разбавить довольно-таки, по мнению вашего покорного слуги, сомнительную компанию бизнесменов, «общественников» и тому подобных деятелей. Но всех объединило одно: они получали под жиденькие аплодисменты пары десятков присутствовавших на церемонии людей дипломы неизвестного зрителям содержания и маленькие букетики цветочков.

Заняло всё происходящее почти час эфира. На протяжении этого времени многие участвовавшие в съёмках лица (включая самих телевизионщиков во главе с небезызвестной С.Зверевой) то и дело украдкой посматривали в работающие объективы, как бы убеждаясь, что здесь и сейчас снимают именно их, а не кого-то другого. И ладно, если бы речь шла только о людях непубличных, не привыкших к нацеленным в их сторону видеокамерам. Но когда так, словно дикари, впервые увидевшие оператора со своим орудием труда, вели себя сами зачинщики «премии», это было, по меньшей мере, странно.

На мой отдающий пещерной традиционностью взгляд, странно выглядели в зале и короткостриженные девушки, одна из которых сидела за столиком вместе со своими коллегами с «Лотоса». Вот, значит, какие кадры соответствуют вкусам и предпочтениям замглавы ГТРК Зверевой (на фото внизу)! Кстати, почему от руководства ГТРК была именно она, а не её гендиректор Вячеслав Ковалёв, непонятно. Видимо, у гендиректора нашлись дела важнее этого «эпохального» мероприятия…

Именно Зверева выходила на импровизированную сцену каждый раз во время объявления получателей «премии». Зачем? Объявляли «победителей» ведущие, они же задавали им вопросы и держали микрофон, букетики подносила специальная девушка, а Стелла лишь улыбалась (не размыкая губ), наравне со всеми поглядывала в работающие камеры, хлопала в ладошки и вручала дипломчики. Собственно, с этим справилась бы всё та же безымянная девушка, но Зверевой явно хотелось почаще появляться в кадре – что она с удовольствием и делала.

На ведущих (Алексея Ильина и Венеру Ажимулаеву) с улыбкой Джоконды из зала взирал известный знаток алкоголя Андрей Поперечнюк: вероятно, он до сих пор недоумевает, в чём причина опалы и отчего с Венерой не поставили его – шутника и балагура, певуна и тамаду? Видимо, молодость победила в конкурентной борьбе.

Обладателями суперпремии стал также женский дуэт, использовавший в своей песне (которая также транслировалась в эфире ГТРК) всемирно известный музыкальный мотив из новогодних роликов Coca-cola, и вокально-инструментальный ансамбль, исполнивший под фонограмму две песни популярных российских исполнителей. Интересно, в курсе ли правообладатели о столь вольном обращении с их интеллектуальными произведениями и как на это оценивается с точки действующего федерального законодательства?

Но оставим все эти юридические тонкости специалистам и вернёмся в ресторанный зал гужвинской гостиницы, где всё проходило. В том отеле, смею напомнить, в некоторых номерах натурально нет ни одного окна; ресторан же, если судить по невзрачной телевизионной картинке, убран небогато. Главным его украшением была средних размеров и праздничности ёлка в углу, где и примостились ведущие церемонии, хвалившие, словно те кулики, свой «Лотос». На столах – по бутылке «шампуня» и тарелки с нехитрой закуской; видеопроектор тускло транслировал на небольшой экран на стене логотип премии. Кстати, изображение лотоса на нём отчего-то было с девятью лепестками; на лого ГТРК «Лотос» этих лепестков восемь, хотя у настоящего цветка их больше 15.

В самом начале мероприятия в зале красовались пустые столы – очевидно, не пришёл кто-то из дорогих гостей; по мере продвижения церемонии этих столов становилось всё больше и больше (вероятно, не все были готовы тратить своё драгоценное время на всю унылую и однообразную процедуру).

Немало прозвучавших на «Лицах года» имён широкая публика услышала, надо думать, впервые. Единственная персона, кто действительно достоин этой и всех других возможных премий – астраханский губернатор Александр Жилкин (именно с его имени в номинации «Выбор года» и открылась «премия»). Но Александр Александрович не счёл нужным туда приезжать. Его примеру, кстати, последовал ещё как минимум один руководитель, которому также назойливо хотели вручить «бесценные» призы.

В общем, никакого сюрприза – по крайней мере, приятного – у организаторов сего выездного шапито не получилось, да и не могло получиться в принципе. Думается, если Зверева и Ко действительно хотят привлечь к себе внимание народа, то в следующий раз вручать свои дипломы лучше если не на манеже цирка (его директор Михаил Астанин вряд ли пустит бесплатно), то на вокзальном перроне. По крайней мере, интерес зрителей точно не будет поддельным.

Влад Напалмов, Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 01 (611), 16.01.2015 г.