Туманности Винокурова. Астраханская торгово-промышленная палата: много интересных подробностей
Мир вокруг многозначен. То, что отчётливо видно, не всегда реально представляет видимое, а что-то совсем другое.

В этой ложной видимости не обязательно присутствует мистика или преступный замысел. Вполне может быть, что это лишь чья-то шутка.

Таким псевдозначительным объектом представляется и nоргово-промышленная палата Астраханской области (ТПП АО).

При знакомстве с ТПП АО по сайту этой негосударственной некоммерческой организации удивляет присутствующие на нём разночтения.

В одном месте на этом сайте указано:

«Астраханская ТПП объединяет более 200 предприятий, организаций, фирм, банков, союзов, ассоциаций области…»

В другом месте на этом же сайте приводятся несколько иные данные: «Сейчас членами Астраханской ТПП являются более 160 предприятий и организаций области…»

Но это мелочи, – ведь что значат какие-то 40 предприятий, организаций для такой мощного союза…
Созданная в 1992 году, ТПП АО как-то спокойно пережила развал промышленности АО в 90-е годы прошлого века. Особенно потрясает гибель гормолзавода и рыбоконсервного комбината – вполне успешных предприятий, продукция которых всегда была востребована… Но кому-то надо было освободить рынок от этих предприятий, и ТПП АО ничем помочь не смогла или не захотела.
С тех пор многое изменилось в лучшую сторону, но возникают другие вопросы.

Странно, но членами ТПП АО являются:
  • Астраханский государственный университет;
  • Астраханский государственный архитектурно-строительный университет;
  • Международный юридический институт.
Какое отношение к торговле и промышленности имеют вышеуказанные вузы? Может, они прозаично обеспечивают неутомительное получение высшего образования для руководителей коммерческих структур, озабоченных отсутствием у них этого образования?

Впечатляет в ТПП АО и то, что эта общественная организация по своим задачам выглядит эффективнее региональных министерств промышленности и экономического развития.

Но реальную деятельность ТПП АО надо рассматривать в реальных ситуациях.
«Весёлый молочник» Есентай Нургалиев не в один день обанкротил молокозавод «Володарский» и набрал 300 миллионов долгов. Где было зоркое око ТПП АО, почему не забили тревогу, почему не остановили деструктивную деятельность председателя астраханского регионального отделения «Опора России»?
Примерно в те же времена бизнесмен Константин Хвалык пытался вслед за Волгоградом обустроить в Астрахани крематорий и колумбарий, особенно желанный астраханской бедноте. Где отмалчивался ТПП АО, когда ненасытный мэр Миша-крематорий вымогал у предпринимателя взятку и долю участия в бизнесе? Молчал ТПП АО, как молчит и сейчас.

А между тем ТПП АО развивается в неожиданном направлении – в сторону подслеповатой Фемиды.

1 сентября 2010 года приказом президента астраханской ТПП Виктора Винокурова на основании новой редакции устава астраханской ТПП были назначены председатель и заместитель председателя третейского суда при Астраханской ТПП, а также утверждены положение и регламент этого «суда».

Может, теперь для членов ТПП АО арбитражный суд и не нужен?

Прослеживается определённая экспансия.

Достаточно рассмотреть соглашения, заключённые ТПП АО за последнее время.

Соглашение о сотрудничестве между астраханской торгово-промышленной палатой и правительством Астраханской области, вероятно, имеет далеко идущие планы трудоустройства бизнесменов на министерские посты, а может быть, и планы вливания из бюджета – единственной перспективной статьи реальных доходов дерзновенных бизнесменов?

Соглашения о сотрудничестве с астраханской таможней, со службой судебных приставов, с арбитражным судом Астраханской области, с прокуратурой Астраханской области (не хватает только соглашений с УФСБ и УМВД) поневоле настораживают, потому что подобные, на первый взгляд невинные договорённости могут иметь недвусмысленное развитие. Во всяком случае, на сайте ТПП АО текстов этих соглашений нет, и можно только догадываться об их содержании и наполненности.

Не найдя в свободном доступе конкретных документов, трудно судить о реальной работе ТПП АО и перспективах позитивного влияния на развитие экономики региона.

Но в любом случае настораживает инертность государственных структур области и нарочитая активность общественных структур, которые могут быть только катализаторами, а не основными ингредиентами сложных социально-экономических процессов.

Прохор Угрюмов
«Факт и компромат» (№ 51 (710), 2016 г.)