Творец Бычков. Об очередном «таланте» из астраханской государственной картинной галереи им. Кустодиева
Развитие культуры в каспийской столице зашкаливает – кругом пышут жаром большие и малые очаги этой самой культуры.

Кто же побрасывает дровишки в культурные очаги?

Это, несомненно, культурные сотрудники соответствующих учреждений, превращённых в очаги.

Вот один из них – сотрудник Астраханской картинной галереи имени Догадина – Валентин Бычков. Его мечта по жизни, судя по странице «ВКонтакте», – в одних трусах пить пиво на рабочем месте?

В «догадинке» мечта явно осуществилась. Здесь Валентина не особенно загружают работой.

В 2015 году, к примеру, картину Г.Г.Нисского «На защиту Москвы», хранящуюся в «догадинке», послали на выставку в Китай.

До этого никто не обращал внимания, что авторская рама картины была повреждена и, естественно, не догадывался починить её.

А тут вопрос встал ребром: картину в повреждённой раме посылать на выставку в Китай нельзя – позору не оберёшься.

Выручил Бычков – он запросто восполнил утраченный декор из сплетённых лавровых и дубовых листьев авторской рамы. Хорошее дело.

Чем же занимается на своём рабочем месте сотрудник «догадинки» Валентин, когда не надо ремонтировать рамы, которые в картинных галереях вообще-то не должны повреждаться по понятиям? – Всем, чем угодно: изготавливает декоративную лепнину, мастерит фигурки и раскрашивает их.
А совсем недавно Валентин решил слепить бюст Сталина.
Зачем? Чем так приглянулся этот исторический персонаж сотруднику политически нейтральной «догадинки»? Конечно, любая историческая личность может стать объектом творчества. Но ведь по своим душевным наклонностям и оптимистичному мироощущению Валентину было бы уместнее слепить бюст Будды, потому что он ходит в друзьях у известной буддистки и плагиатчицы Радмилы Тарковой, но стал лепить он именно Сталина – мрачную фигуру истории, споры о которой создают в обществе нездоровую атмосферу; тщеславного человека, который позволил при жизни назвать города своим именем. Начало волне переименований было положено в июле 1929 года, когда в ответ на просьбу назвать его именем всего лишь фабрику и железнодорожный вокзал И.В.Сталин выразил согласие на все подобные просьбы в будущем. И пошло: Сталинград, Сталинабад, Сталино, Сталинск, Сталинири (теперешний Цхинвал)… Именем вождя всех народов назывались улицы и площади, учебные заведения и предприятия, пароходы и паровозы. Мог ли нормальный человек терпеть подобное издевательство над собственным именем? Мог только патологический эгоист.

Единственное объяснение, духовно реабилитирующее Валентина, – это заказ со стороны. Какой-то коммунистической непарламентской секте (в обкоме КПРФ бюст Сталина стоит в подвальном зале заседаний) потребовался объект поклонения – оттуда и пришёл заказ.
В противном случае изготовление бюста Сталина – это клиника. Но в любом случае в исполнении Бычкова он получился непохожим на самого себя.
Логичнее было бы создать цикл скульптурных портретов местных знаменитостей.

Например, тема Шеина могла бы быть бесконечной: Шеин на митинге, Шеин принимает ходоков, Шеин голодающий, Шеин под ножом террористки, Шеин думает, Шеин улыбается, Шеин пишет, Шеин пьёт, Шеин ест, Шеин протирает свои очки и т.д. и т.п.

Но нет. Валентин выбрал концептуальной целью своего творчества «отца всех народов» Сталина.

Грустно, но выбор модели обнаруживает в скульптуре Бычкове нетребовательный вкус и переизбыток свободного времени на рабочем месте (если вышеупомянутый бюст шедеврится в рабочее время).

Налицо не только муки творчества, но и лихорадочные поиски хоть какого-то занятия во время рабочего дня, потому что насильственное безделье, – это мучение.

Чем будет заниматься Валентин Бычков, когда бюст Сталина будет доведён до совершенства?

Следующим увлечением культурного работника Бычкова может стать написание маслом или акварелью картины «Бычков за работой над бюстом Сталина» или натюрморта «Пепельница, полная бычков».

Очаг культуры «догадинка» обретёт тем самым новые шедевры.

Рафик Идиатуллин, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №8 (718), 2017 г.