Задумываясь над этой статьёй (а посвящена она была изначально только безопасности на отдельно взятом городском объекте, пусть и федерального значения), я пришёл к удивительным выводам, коими и спешу поделиться с читателями «Факта и компромата».

Наш город поделён железнодорожным полотном практически наполовину. Я имею в виду, конечно же, левобережную часть, которая волею судеб стала центральной.

Об этой проблеме писалось и говорилось столько, что набило оскомину, а воз и ныне там – вон он, воз этот, проезжает мимо, уволакиваемый паровозом, обволакиваемый его густым сизым дымом.

Паровоз едет, машины стоят на переездах, ждут своей очереди, упираясь в шлагбаумы, подле которых (для совсем уж упёртых) поднимаются металлические заслонки. Тут на танке не проскочишь под колёса тепловоза, не то, что на обычной легковушке! Кто-то приспособился: узнаёт время плановых перекрытий для пропуска междугородных рейсов, грузовых составов и электричек; другие обходятся древнейшим навигатором «авось» и встают в очередь с такими же «везунчиками». Автомобилей при этом становится всё больше, равно как и поездов, значит, и интервалы между пропусками вагонов сокращаются, а в те свободные «окна» в перерывах между поездами протиснуться всё сложнее, всё дольше. Отсюда и пробки. Как говорят в Астрахани: «Ну вот, паром пришёл». Откуда же он пришёл? Да вот же они – вся очередь с переезда разом «вываливается» на близлежащую улицу и так в ней гуськом-потоком и «едет», если можно назвать ездой эту скорость, равную скорости тягловых экипажей каких-нибудь сто лет назад. Начали за здравие, да тем и закончили.

Вокзал – всему голова!

К этому добавляются людские массы, пробирающиеся то тут, то там сквозь всё это постиндустриальное великолепие, поминутно рискуя попасть под колёса машин. Конечно же, высшей точкой напряжения всего этого бурлящего матерками потока является вокзал. Да, наш старый, но отнюдь недобрый вокзал. Зачем он нужен в центре города, кто-нибудь вообще может внятно объяснить? Почему аэропорт у нас на окраине, а вокзал практически в самом центре? Более того, он всё больше обрастает всеми чертами, присущими центру города, что добавляет транспортных потоков, пешеходов с детьми и без таковых, с сумочками и баулами?

Есть в городе Астрахани две когорты: одна перемещается со стороны улицы Яблочкова на улицу Анри Барбюса, а вторая, не менее целеустремлённая, наоборот чеканит шаг с Барбюса на Яблочкова. Это происходит утром, а вечером когорты движутся в обратных направлениях. Само собой, встречаются они все в одном и том же месте – на вокзале! А как же не встретиться со старыми знакомыми, ведь этому ритуалу не один год! Уже сменилось не одно и не два даже поколения когорт под бойкие ноты, выдуваемые мехами баяниста, взбадривающего всю эту толпу хитами царских ещё времён. Ну и новенькие советские хиты сорокалетней давности тоже нет-нет да и проскакивают сквозь мельтешащий поток... Люди его не слышат, они машинально идут мимо, у них уже привычка, они даже могли бы сказать, какая клавиша у баяна западает и где баянист порой немного фальшивит – будь у них хоть секунда лишнего времени и музыкальное образование, хотя бы начальное. Но времени нет ни на секундную остановку, ни на получение музыкального образования, хотя бы начального – им приходится долго добираться до работы, они давно привыкли спать чуть подольше, а идти чуть побыстрее, эти две когорты, что умудрились попасть в эту жизненную воронку – жить на Яблочковой, а работать в АЦКК или жить у вокзала со стороны Барбюса, а работать, скажем, в районах, куда их ежедневно везут нелегальные извозчики, которые вообще приезжают к вокзалу из таких далей, что сам диву даюсь. Однако ж не только волка ноги кормят, но и человека – тысячи ног летят навстречу друг другу.

Про б.милиционера Женю и не только

Пассажиры поездов и встречающие в такие моменты тушуются – все куда-то рьяно бегут, но не задевают друг друга. Пассажиры, конечно, сильно портят всем настроение – они не столь расторопны и управляются с одним чемоданом хуже, чем челнок с села со своими тремя баулами рыбы, молока, овощей, которые необходимо доставить в другую часть города, а перед этим пройти через вокзал, пройти процедуру своеобразной «инициализации»: уже давно они не пользовались поездами дальнего да и ближнего следования, а на вокзале бывают каждый день по два раза. О как! И это не работники железной дороги – это многие из нас с вами.

Сама процедура, к слову сказать, напоминает больше пересечение границы между ФРГ и ГДР, Северной и Южной Кореи или, если повезёт, границу с Украиной – пустить-то пустят, но вопросы зададут и сумочку невзначай открыть попросят. А бывают люди, которые посноровистее, как, например, некто Женя, сам бывший милиционер (до службы в полиции он профессионально не дожил), недавно устроивший визг в «астраханских интернетах» - поднялся он с женой, детьми и скарбом по лесенке, что у памятника Ленина (он всем предлагает жестом валить на Север, как бы намекая что Астрахань хоть и резиновая, а Москва порезиновее-то будет), обошёл, так сказать, вокзал с фланга и хотел было уже просочиться в тёплое нутро просторного зала, как его остановили и попросили спуститься в переход и только уже оттуда подняться внутрь. Мотивировали это тем, что на данном конкретном входе нет возможности для проверки багажа, то есть, нет этих рамок и аппарата просмотра сумок (мало кто задумывается, что просмотр багажа есть облучение, нет-нет, ничего страшного – всё ради безопасности, конечно).

Женя ругался в интернетах и выражался так, словно никогда не был милиционером, ему бы положено знать все тонкости работы. Ах, да, Женя работал аж в аппарате УМВД, а вокзал мониторят «линейщики», простите, сотрудники Линейного отдела на транспорте, которые не далее как этим летом остановили и меня на предмет перехода путей в неположенном месте и создание помех движению поездов, хотя поездов рядом и в помине не было, а были у меня с собой только документы, но свои положенные потерянные минуты я сидел и внимательно слушал читающего мне административную статью. Забыл, правда, какую, но запомнил одно: переходить «железки» можно только в специальных для этого местах. Железок много, специальных мест мало. Ругаться в интернетах я не стал, а написал статью, плюс сам вокзал запал мне в душу.

Переходы и все-все-все

Если ты идёшь по родному городу, родной области, но без документов – могут в вокзал и не пустить. Было со мной и такое – не пустим и всё. Нет билета – иди дальше. Пришёл за ним по ксерокопии паспорта? Не волнует – приходи с оригиналом, будет разговор! Это когда настроение у охраны не очень. А я ещё помню те времена, когда лежал на кромке фонтана в ожидании поезда на Москву и никакой охраны в помине не было, а был на дворе тот период, когда 1999 год заканчивался, 2000-ый вот-вот должен был начаться, в Чечне вовсю была война, но было безопасно. У фонтана задерживали только совсем уж бомжей или неудачливых курьеров с парой классических сумок с не менее классическими банками икры чёрной.

Сегодня всё гораздо серьёзнее, вокзал на осадном положении, все под подозрением, уровень опасности такой, что не приведи Господь. Поэтому меры усилены, когорты вовсе не пассажиров сбавили ход – все всё понимают. И если ещё совсем недавно можно было проскочить, если знакомые охранники могли назвать чуть ли не по имени-отчеству вон того вон, с улицы Зелёной и вон ту красавицу с тремя телефонами в сумочках («у неё пять сумочек, она носит их по дням недели – дамский фетиш такой» - судачат потом охранники и смеются характерным смехом с прищуром), то сейчас такого уже считай нет. Всё, лафа кончилась. А зачем она была нужна?

Дело вот в чём: на вокзале нужны подземные переходы. Об одном из них вяло что-то говорила экс-председатель городской конторы по, не к ночи будет упомянута, архитектуре. Отличная архитектура получилась: вместо четырёх подземных переходов по логике вещей (читай: по мнению автора) построили четыре торговых центра на одном перекрёстке. Это как вместо чая с малиной простуженному человеку налить в рот плавленого свинцу (sic!), а потом удивляться – а что это он посинел тут весь, а? Да построить эти подземные переходы очень просто, это вам скажет любой солдат, тут не нужно быть архитектором:

- Что умеешь делать?

- Могу копать…

- А ещё?

- Могу не копать!

- Ну а ещё что умеешь?! Лестницу сможешь сделать?

- (Задумавшись) Да, но копать придётся долго!

В первую очередь прокопать до конца тоннель под вокзалом и вывести его подальше, ну чтобы не беспокоились сильно. Поставить в нём тысячу видеокамер и сделать так, чтобы он никак не влиял на работу вокзала. Ещё три тоннеля (четыре, но один должен расходиться на две части) прорыть под пешеходными переходами у всех этих торговых центров. Поворот направо на мост будет свободным всегда! Это же элементарно, а стоит сущие копейки – прорыть траншею, забетонировать, всё готово, машины едут спокойно, пешеходы идут спокойно. Это вариант хлопотный, конечно, мы же живём в каменно-колхозном веке, а не в средние века даже и не в том же Питере, где умудрились (вот ведь какие… наглецы!) на болотах и под ними устроить не то что тоннели, а целое метро. Ну и совсем уж простой довод для тех, кто говорит, что строительство подземных переходов в Астрахани невозможно – а как же этот самый переход, ведущий к вокзалу? Он что, на одном чуде держится?

Решение есть!

И, самое главное, вокзал нужно переносить. На Астрахань-II, на «бабайку», на станцию Трусово, но здесь он себя изжил, превратившись в какой-то источник тромба. Рядом ещё и автовокзал. Сюда же привозят этапы зеков и чёрт знает чего ещё здесь нет! Не хватает только вертолётной площадки на крыше вокзала, чтобы ещё больше народа впихнуть в этот сгусток людской.

Вокзал строили на этом месте, когда город был ещё о-го-го где. По отношению к городу вокзал был как сейчас аэропорт! В центре города вокзала быть не должно и не может быть по определению, потому что вокзал – это не главное в городе. Главное в городе – это удобство и комфорт. Придёт время, и вокзал уберут, перенесут в другое место. Он изначально стоял вдали от основных жилых кварталов. Вместо его переноса в СССР к нему пристроили ещё пять вокзалов. Следуя этой логике сегодня нужно пристроить к нему ещё один такой же вокзал. А почему не пристроить? Целая площадь умерла под бессмысленную парковку – голый асфальт, ни одного дерева. Простите – торчит одно у старого здания вокзала, там как сидели при царе горохе за нардами, так и сидят. Снести всё это, убрать ЗА город, за Астрахань. Построить на этом месте любимые торговые центры. Редька с ним, пусть спилят это последнее дерево, у них же праздник на душе, когда деревья пилят. Можно парк там даже возродить или бассейн сделать. Можно и вещей более возвышенных, но по мне так вовсе ненужных – много чего можно. Чего же нам не хватает? Мэра Нью-Йорка, то есть старого мэра «нового города», миллиардера, не пожалевшего вложить в город три четверти миллиарда американских рублей, своих денег! Вложить и развивать город как город, а не как площадку для политических ристалищ и встреч с «Константином» с последующей командировкой в златоглавую.

***

Варваций, грек, мэром не был – вбухал в Астрахань столько сил и средств, что ему можно памятник ставить видный да некому – нет меценатов, чтобы Величайшему астраханскому меценату в граните сказать «спасибо»! Стоит серый бюстик неприметно на Набережной Приволжского затона.

Люди должны спокойно ходить по городу через переходы подземные и надземные, а не через мучения. Но смотреть нужно в суть проблемы, а не плеваться матерком в интернетах.

Яков Горбунов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 1 (561), 10.01.2014 г.