«Какая рыба — такая и икра» — русская пословица.

Черная икра — это удивительный продукт, шагнувший из хижины рыбака во дворцы королей, ставший сегодня во всем мире синонимом успеха и благосостояния. Мы все привыкли к этому продукту, неотделимому от Русской кухни и Русского застолья, и хотя он стал сегодня менее доступным из-за его высокой стоимости, многие все-таки могут, хотя бы изредка, побаловать им себя и своих гостей.

Вся икра, которая продается в легальной торговле, произведена только из осетровых, выращенных в рыбоводческих хозяйствах, расположенных в различных регионах нашей страны, и качество ее на 90% зависит от того, в какой воде и в каких условиях содержится рыба, а также от того, какими кормами ее кормят. Сегодня в расплодившихся как грибы после дождя интернет-магазинах все чаще и чаще предлагают астраханскую осетровую икру, на все лады рекламируя ее достоинства, но больше всего удивляет ее появление в магазинах экологически чистых продуктов, клиентами которых являются люди, заботящиеся о своем здоровье. Именно там она предлагается по баснословным ценам как нечто эксклюзивное. Конечно, реклама — это двигатель торговли, и, как говорят, бумага все стерпит, но это уже перебор!

Давным-давно на берегах великой русской реки Волги, несшей свои чистые воды к Каспийскому морю, зародился и процветал икорный бизнес, а его «икорной столицей» был город Астрахань, стоящий в ее дельте. Именно сюда приплывали груженные под завязку выловленными осетрами и белугами корабли и именно отсюда во все страны отправлялась знаменитая черная икра. К сожалению, это не более чем приятные воспоминания о далеком прошлом. Сегодня Матушка-Волга, когда-то великая русская река, превратилась в цепь водохранилищ с застойной, непрозрачной от постоянного зеленого цветения водой, на берегах которых расположены многочисленные промышленные предприятия, крупные города, большие и маленькие населенные пункты, свалки промышленного и бытового мусора. Фактически Волга стала сточной канавой, куда с большей части Средней России поступают миллиарды тонн воды, загрязненной ядовитыми стоками промышленных и коммунальных предприятий, нефтепродуктами, различного рода ядохимикатами и удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве, детергентами (моющими средствами) и диоксинами. Уже к началу 90-х годов вода в Волге стала непригодной даже для полива сельскохозяйственных культур и неприемлема для рыбного хозяйства, так как содержание пестицидов и некоторых тяжелых металлов в организме рыб стало превышать допустимые для пищевых продуктов уровни в разы! Наиболее опасными из того что находится в волжской воде являются диоксины, а их любая доза очень вредна для человека (диоксины, являясь самыми опасными из известных ядов, обладают способностью накапливаться в организме человека и воздействуя на гормональную и иммунную системы, приводят к развитию онкологических заболеваний). Самое страшное, что концентрация всех этих вредных и токсических веществ, содержащихся в воде, при переходе с одного уровня пищевой цепи на последующий увеличивается в разы, а иногда и в десятки раз. Так, в червях, моллюсках и мелкой рыбе их будет содержаться в разы больше, чем в воде и иле, а в организме осетровых, которые питаются этими червями, моллюсками и рыбой, еще больше. Другими словами, в организм человека, который съел такую рыбу или продукцию, изготовленную из нее (включая икру), вредных веществ передастся уже намного больше, чем содержалось в воде.

С одной стороны, мне искренне жаль тех людей, что потратили время и деньги, разместив в экологически неблагополучных местах свои осетровые хозяйства. Допускаю даже, что они, живя прошлым, не задумываются над тем, чем стала в действительности сегодня великая русская река, и по привычке с удовольствием намазывают бутерброды со своей черной икрой, закусывают своей рыбкой и попивают волжскую водицу, но нужно посмотреть правде в глаза. Мы все заботимся о своем здоровье и уже давно не пьем воду из-под крана, не едим грибов, собранных вдоль автомобильных дорог, и дотошно интересуемся у продавцов, из какого региона привезены овощи и фрукты. Особое качество астраханской икры в настоящее время не более чем миф, поддерживаемый теми, кому необходимо сбывать свою продукцию, хотя сегодня такая икра действительно обладает «особым» качеством — получается из рыбы, содержащей в себе опасные для здоровья человека вещества. Я не сгущаю картину. Зайдите на любой сайт, посвященный экологии Волги и Каспия, чтобы понять истинное бедственное положение данных водоемов и их обитателей. Есть конкретные факты, узнав которые вам вряд ли захочется лакомиться этим «астраханским деликатесом», потому что не может быть полезной икра, полученная из рыбы, выращенной в экологически неблагополучном районе и в экологически неблагополучной среде.

Черная икра — это не только вкусный, но и один из самых полезных и сбалансированных продуктов, содержащий огромное количество необходимых нашему организму веществ, и никто не призывает вас отказываться от черной икры — удивительного деликатеса, подаренного нам самой природой. К счастью, сегодня у нас с вами есть право выбора, и мы можем выбрать вкусный и безопасный продукт, ведь в нашей огромной стране еще есть места с нормальной экологией, где в осетровых хозяйствах, производят настоящую черную икру.

Я никого не призываю не покупать икру, произведенную в Астрахани, и не пытаюсь навязывать свое мнение — каждый сам вправе решать, стоит ли ему покупать один из самых дорогих и престижных продуктов на земле, выращенный на помойке, просто реклама такой икры напомнила случай, реально произошедший со мной много лет назад. Когда-то, еще в середине 80-х годов, я с семьей приехал отдохнуть и порыбачить на Волгу в районе Волгограда. И там, на берегу, разбив лагерь, я пригласил к столу местного рыбака, с которым мы пили чай и вели неспешную беседу о жизни. Его очень удивило, что я для чая достал из багажника своего автомобиля канистру с водой, набранной из водопровода. Он взял пустую кружку, зачерпнул в нее воду из реки и, повернувшись к нам лицом, начал говорить о том, что вода в реке абсолютно чиста и что ее можно пить, даже не вскипятив. Он стоял перед нами такой загорелый уверенный и снисходительно поглядывая на нас, потягивал из кружки волжскую воду, демонстрируя нам таким образом ее полную безопасность. Может быть, мы и поверили бы ему, но в это время из-за кустов появился проплывающий мимо, покачивающийся на легких волнах, труп коровы с раздутым как барабан животом…

Ю.Астров,

expert.ru