Астраханские истории от любителей жвачек времён СССР

В Советском Союзе жевательная резинка, популярная во всём мире, была совершенной экзотикой, поистине запретным плодом, погоня за которым имела свои комические и трагические моменты.

 В 1975 году во время игры молодёжных команд СССР и Канады случился страшный инцидент. Спонсор заокеанской команды, производитель жвачки «Wrigley» подарил каждому игроку по 15 кило своей продукции, которую те обязались раздавать бесплатно своим болельщикам. Рекламная акция в московском дворце спорта «Сокольники» переросла в давку, в которой погиб 21 человек, 25 получили увечья. Во избежание аналогичных трагедий перед началом Олимпиады-80 в Москве открыли выпуск своей жвачки.

 Столичная фабрика «Рот Фронт», ленинградская кондитерская фабрика имени Крупской, комбинат «Ереванские сладости» и фабрика «Kalev» в Эстонской ССР налаживают производство жвачек на закупленном в ГДР оборудовании. В начале 1980-х эта продукция поступает и на астраханские прилавки.

 Многие наши земляки были готовы к встрече с новомодным угощеньем. В Астрахань с середины минувшего века стало приезжать всё больше иностранных студентов, которые привозили экзотические штучки для продажи и товарообмена с местными. Считалось хорошим тоном, когда студенты или аспиранты Астррыбвтуза в качестве сувенира привозили своим преподавателям и научным руководителям блоки жвачек. Те выдавали лакомство по большим праздникам любимым чадам, спрятав сладости в тайник. Найдя съедобное чудо, маленькие астраханцы во дворе и в школе с кладом из жвачек становились королями любого коллектива.

 Не помогали даже популярные в те годы городские легенды-страшилки, будто «проклятые империалисты» закладывают внутрь жвачек толченые лезвия, чтобы убить или покалечить как можно больше советских детей. Жевательную лихорадку, захватившую, пусть и с опозданием, одну шестую часть суши, было уже не остановить…

 Члены некоторых астраханских семей работали за границей. В основном это были специалисты, выезжающие по контрактам в страны Африки и Азии. В числе прочего невиданного товара они привозили родным и друзьям жвачку. Возвращаясь из загранки, везли жвачки домой и многочисленные астраханские моряки.

 В результате советской молодёжи открывались удивительные вкусы, описать которые не хватало фантазии. Случалось, что одну и ту же жвачку пользовали долгое время. Особым шиком считалось жевать её в общественных местах, на зависть ровесникам, игнорируя ворчания взрослых.

 Существовала практика – делиться использованной жвачкой с одноклассниками. Поэтому стоматит были тогда распространённым заболеванием. Родители наставляли своих чад, что жвачки нельзя жевать часто и долго, что вырабатываемый в этом процессе желудочный сок разъест их пищевод. Девочек пугали ещё и тем, что от постоянного жевания их челюсть станет как у лошади. Ещё детвору страшили тем, что если проглотить жвачку, то склеятся кишки.

 В школах с этой напастью боролись, как могли. Особо темпераментные учителя могли ударить за жевание на уроке указкой по голове, а более сдержанные обходили класс с бумажкой, подходя ко всем жующим, чтобы те выплюнули изо рта мешающий усвоению материала предмет.

 Жвачки советского производства, имеющие вкусы апельсина, мяты, кофе и клубники, купить в Астрахани было можно, но имелись они не везде. В какой-то момент в Астрахани появились жвачки из Грузинской ССР. Качество их было ужасным. Они были не в виде пластинок, а походили на жёсткие ириски. Некоторые маленькие астраханцы оставили в них свои шатающиеся молочные зубы.

 Настоящий жевательный «разврат» начался в нашем городе с приездом первого лунопарка из ЧССР. Все бывавшие там в последней четверти ХХ века помнят сакраментальный вопрос, задаваемый с сильным акцентом, «владычицей» из кегельбана: «Колечко или жвачка?». Это был непростой выбор для астраханской ребятни. Девочки выбирали чаще всего колечко, мальчики и взрослые игроки – жвачку. Так наши земляки и познакомились с легендарной жвачкой «Педро», из которой получалось выдувать самые огромные пузыри.

 Жевательное поветрие принесло моду на коллекционирование фантиков и вкладышей. Эта тенденция отражена в одном из эпизодов четырёхсерийного телевизионного фильма «Каникулы Кроша», снятого по произведениям писателя Анатолия Рыбакова в 1980 году. Астраханские школьники менялись и даже продавали предметы своей коллекции. Некоторые клеили их на стены своих комнат. Самые изобретательные астраханские дети изготавливали жвачки из зубной пасты. Они выдавливали её из тюбиков, сушили, после чего заворачивали в фольгу. В местных кинотеатрах жвачки клали в аппараты с рукой-манипулятом, достать которые из прозрачного ящика было практически невозможно.

 …В конце ХХ века астраханцы вместе со всеми соотечественниками увлеклись собиранием вкладышей от турецкой жвачки «Love is…». А в первых астраханских кафе и ресторанах, скроенных по европейскому образцу, долгое время вместе со счётом клиентам приносили жевательную пластинку. Со временем страсти по жвачкам сошли на нет. «Wrigley» и «Dirol» зашли на российский рынок, и некогда экзотическая забава стала мало кого волнующей повседневностью.

Читайте также: Чехословацкий луна-парк в Астрахани: как это было