Космический «Буран» и «Лунь» – «Русский НЛО»: уникальные проекты родом из СССР

35 лет назад состоялся полёт российского космического «челнока» «Буран». Это повод поговорить о нескольких уникальных советских проектах, которые оказались брошены.

«Буран» был ответом на американский проект «Space Shuttle». В длину челнок был 36 м, с размахом крыльев в 24 и высотой 16 м. В отличие от американского прототипа наш корабль мог управляться полностью автоматически. Корабль совершил два витка вокруг Земли и, управляясь полностью автоматически, приземлился на космодроме Байконур. Это стало первой в мире автоматической посадкой космического аппарата, которую американцам удалось повторить только в 2000-х годах.

Но этот уникальный опыт оказался не нужен. Как вспоминает один из инженеров: «Горбачев в день пуска прилетел, походил, посмотрел и улетел. Никакого интереса не было. Говорили, он перед запуском даже намекнул министрам, мол, тему пора закрывать». Ее и закрыли.

Судьба летных экземпляров «Бурана» оказалась трагической. Единственный побывавший в космосе «Буран» погиб под обрушившейся от ветхости крышей корпуса на Байконуре. Второй до сих пор находится на космодроме в заброшенном состоянии и принадлежит какому-то казаху. Третий экземпляр долго оставался на заводе, затем лежал у Химкинского водохранилища и на аэродроме в Жуковском. В 2022 году его перевезли в Калужскую область, где он и стоит на территории музея авиации. Еще один «Буран» в результате махинаций продали в Германию в нулевых. Его купил Технический музей города Шпайер за смешную для такой машины сумму в 10 млн евро. Директор музея Х. Лайер говорил, что чувствует себя «охотником, который добыл крупнейшего в мире лося». Ещё один разобран.

Но как же «Буран», который стоит на ВДНХ? Я разочарую – это макет. Эта машина когда-то использовалась для отработки воздушной транспортировки. Левое крыло и стойка шасси у нее вообще от другого макета, а внутренность не имеет ничего общего с внутренностями реального «Бурана». Завод, на котором создавалась уникальная машина, разрушен, а территорию завода загадили суррогатным жильем застройщики.

Как проходил первый и единственный космический полёт «Бурана», смотрите в небольшом видео.

Ракетный корабль-экраноплан «Лунь». вообще не имел аналогов. Экраноплан был способен передвигаться на высоте не более 10 метров над поверхностью земли или воды. Взлетно-посадочной полосой для них служит любой водоем, при этом они намного быстрее любых существующих в наше время кораблей, а по грузоподъемности и топливной эффективности значительно обходят самолеты сопоставимых размеров.

Созданный в СССР экраноплан «Лунь» имел 8 турбореактивных двигателей, крылья размахом 44 м и фюзеляж 74 м длиной. «Лунь» был способен разгоняться до скорости 500 км/ч на высоте до 5 м. Дальность полета могла достигать 2000 км. Экраноплан оснащался комплексом «Москит» с шестью крылатыми ракетами. Благодаря скорости и низкой высоте полета, «Лунь» мог близко подобраться к противнику, оставаясь незаметным для радаров. Надо ли говорить о том, что эта уникальная машина никогда не использовалась и сегодня просто экспонат.

В СССР был так же разработан летательный аппарат ЭКИП - безаэродромный аппарат, который мог стать принципиально новым типом летательных аппаратов. Высота его полета составляла бы от 3-х метров до 10 км. Крейсерская скорость полета – 610 км/ч. Помимо этого он мог осуществлять полеты над водой или над земной поверхностью в режиме экраноплана.

«Русский НЛО» – так назвали его за границей. К числу его основных достоинств относились экономичность, экологичность, безопасность полетов и что самое главное – возможность покрывать большие расстояния с серьезной нагрузкой. Однако проект «ЭКИП» (за исключением ряда экспериментальных моделей) так и не был реализован. Те, кому посчастливилось наблюдать полет русской «тарелки», в один голос говорят о фантастичности данного аппарата. На самом деле, летательный аппарат, который выполнен в виде выпуклой линзы, внешне напоминает описанные уфологами корабли пришельцев. Данный летательный аппарат мог совершать посадки в чистом поле, на грунтовую площадку, на воду или болото. Причем для осуществления посадки ему не требуется шасси - аппарат оснащен воздушной подушкой.

Все это было…

Борис Якеменко