О музеях дурного вкуса

В 1910-х годах в Штутгарте открылся уникальный «Музей дурного вкуса». Его создал профессор Пазаурек, директор Вюртембергского промышленного музея.

В продолжение десяти лет профессор боролся против современного безвкусия и апофеозом этой борьбы и стал музей. В нем были выставлены дешёвые подделки под оригиналы — холст, имитирующий кожу, раскрашенное дерево, изображающее мрамор, бумажная материя, имеющая вид шелка или атласа, вульгарные подражания произведениям старинной скульптуры, фарфора, резьбы и т.п. Музей был разделен на три отдела, иллюстрирующие отсутствие вкуса в материале, в форме и в украшениях.

Первый отдел представлял собой то, что профессор называл «претенциозностью материала», т.е. вещи, которые в действительности сделаны из другого материала, чем кажутся на вид, или из материала вовсе не соответствующего назначению вещи. Там были вазы для цветов в виде выдолбленных пней деревьев, маленькие металлические ящики и подносы, сделанные из сотен бандеролей сигар или почтовых марок.

Затем шли странные соединения материалов, например шелка и полотна, которые нельзя стирать, вещи приготовленные из «причудливого» материала (например, из человеческого волоса), все разновидности подделок кожи и вещи, сделанные из неподходящего материала. Среди вещей этой группы были бюсты императора Вильгельма из шоколада, выставляемые в окнах кондитерских в Германии, и вазы, бюсты и статуи из дерева и гипса, подделанные под мрамор и гранит, термометры в виде револьверов, часы в виде тарелок и и.д.

Второй отдел — «Ошибки конструкции» — заключал в себе вещи, непригодные для той цели, для которой он предназначены, например: металлические сосуды для горячих жидкостей с не изолированными металлическими ручками; хрупкие вазы или фарфоровые фигурки и мебель уродливого вида, совершенно не годящаяся для обыденного употребления. Для примера были выставлены кресла с неудобными углами, скамьи и стулья, сделанные из оленьих рогов, шаткие подставки для ламп, грозящие каждую минуту опрокинуться. В этом же отделе находились бесконечные образцы всевозможного хлама - пресс-папье, ящики из раковин, мраморные доски с металлическими фигурами, подушечки для булавок в виде животных из бархата.

В одной витрине были выставлены предметы, отличающиеся несоответствием между формой и назначением — термометры в виде хлыстов, крошечные револьверы, содержащие перо, чернила и карандаш и т.д. Отдельную часть экспозиции представлял, как говорил профессор, брак - патриотические сувенирчики, свадебные атрибуты, подарочные значки многочисленных обществ и ассоциаций, платки с портретами императора и императрицы, бумага для заворачивания сосисок с изображением Бисмарка и, наконец, «хлам распродаж».

Третий отдел был посвящён дурному вкусу в интерьерах. На каждом экспонате «дурного вкуса» имелся листок с описанием тех погрешностей, которые здесь допущены, и указанием необходимых исправлений.

Как жаль, что такой музей никто не додумался открыть в России. Какая бездна материала. Так и вижу громадные залы: «суррогатная политика», «имитация патриотизма», «подделки под литературу», «подделки под архитектуру», «дешевая дрянь в быту» и так далее. В витринах экспонаты — от красивых корон, крепящихся на торпеду в машине и ламината под дерево до сборников «стихов» современных «поэтов» и календариков с котами. ГИМ и Эрмитаж потускнели бы и завистливо посторонились.

Надо бы Минкульту предложить.

Впрочем, он же тоже образец подделки и дурного вкуса.

Эх.

Борис Якеменко