Семейственность по-астрахански

«Крошка сын к отцу пришёл…»
(Маяковский)

В советские времена семейственность осуждалась и даже не допускалась. Законов никаких не было, но были какие-то «заветы Ильича», по которым родственники не должны были работать в одной сфере и двигать друг друга вверх по карьерной лестнице.

Теперь настали времена свободы. Теперь никого не касается, кто где работает и сколько получает, и хотя сведения о своих доходах госслужащие подают, но сведения о банковских счетах как-то остаются вне поля зрения общественности.

Но это не главное. Главное сейчас – семейственность. Хорошо это или плохо?

С одной стороны, если отец передаёт своему сыну, трудясь с ним плечом к плечу, профессиональные знания, приобретённые за годы честной и безукоризненной работы, – это только хорошо. От такой семейственности одна польза.

Но вот если папаша, воруя как последний коррупционер, пристраивает сыночка на денежные места, где тот тоже может воровать и наживаться, превращаясь с помощью своего влиятельного папочки в мультимиллионера, который впоследствии, несмотря на своё тёмное прошлое, начинает поучать людей, которым он и в подмётки не годится, – это очень плохо.

Вот очень известная семья в нашем регионе – семья Гужвиных. Отец – Анатолий Гужвин, пройдя через горнило ответственной партийной работы, стал первым губернатором Астраханской области.

Ещё учась в Рыбвтузе, сын Анатолия Гужвина Пётр открыл магазин. Откуда деньги у бедного студента и сына честного отца?

Закончив АГТУ, студент-предприниматель Пётр Гужвин сходу попал на работу в Агропромбанк, хотя в АГТУ в то время финансово-кредитного факультета не было. Как могли принять молодого человека с техническим образованием на работу в банк – как бы непонятно. Неужели помог папа-губернатор?! Но ведь Великий Честный губернатор не мог этого сделать!

Работая в Агропромбанке, Петя успевал заниматься и бизнесом. Магазинчика было мало. Решено было создать сеть газозаправочных станций.

Петя Гужвин создал предприятие «Астраханьспецгазавтосервис». Началось строительство газозаправок. Откуда миллионы рублей у вчерашнего студента, откуда миллионы у губернатора-бессребреника?

Работает в Думе Астраханской области самый усидчивый депутат – Николай Кабикеев. В 1994, 2001, 2006, 2011 и 2016 годах он избирался депутатом астраханского областного представительного собрания первого созыва, депутатом думы Астраханской области третьего, четвертого, пятого и шестого созывов. Мог ли депутат Кабикеев помочь своему сыну при устройстве на работу, чтобы работать не простым менеджером в магазине, а руководителем? Помочь мог.

Аскар Кабикеев вскоре после окончания ВУЗа уходит в специалисты комитета экономики обладминистрации, потом присаживается в кресло замглавы камызякской райадминистрации, затем его, едва разменявшего четвёртый десяток, ставят во главе международного сотрудничества нашего региона, а после дают «рулить» министерством экономического развития Астраханской области.

На последней должности прослужил он недолго, ровно три года, и перешёл работать на действительно «хлебное» место – управляющего филиалом «Газпромбанка», но оттуда его ушли через пять лет. Для сравнения – предшественник Кабикеева Г.Сагунов проработал управляющим 12 лет. Сам Аскар хвастался тем, что поднял филиал, но если этот так, то почему его уволили? Сейчас в трудовой судьбе Аскара наступила затянувшаяся пауза. Видимо, папа Кабикеев ищет работу сыну Кабикееву.
А вот ещё властные отец и сын.
Отец – Александр Саушин, ответственный работник ОАО «Газпром», трудился депутатом облдумы третьего созыва, а его сын, решивший идти точно по стопам отца, Сергей Саушин, являясь начальником астраханского линейного производственного управления магистральных газопроводов «Газпромтрансгаз Ставрополь», отслужил депутатом облдумы пятого созыва. Ныне Сергей отдаёт все свои силы работе в облдуме шестого созыва.

Были депутатами думы Астраханской области отец и сын Кукушкины.

Генеральный директор ОАО «Астраханьспецстрой» Вадим Кукушкин был депутатом областного представительного собрания второго созыва.

Сын пошёл по стопам отца – Михаил Кукушкин работал депутатом облдумы четвёртого созыва.

Через депутатство проходят и супружеские пары.

Сергей Боженов побывал депутатом областного представительного собрания второго созыва и депутатом облдумы третьего созыва, а его супруга пошла след в след: Ольга Боженова – депутат думы Астраханской области четвёртого и пятого созывов.

По их примеру действуют и члены самой беспокойной партии нашего региона «Справедливая Россия». Олег Шеин побывал депутатом областного представительного собрания второго созыва и облдумы пятого созыва, но в основном позиционирует себя депутатом Госдумы РФ. Когда у Олега Васильевича появилась молодая жена-соратник по партии, её пустили по партийному списку, и теперь она – депутат думы Астраханской области шестого созыва.
Когда в астраханской семье директора рождается сын, все говорят: «Директор родился».
Так и есть. Вот, к примеру, профессор Александр Лунёв – ректор АГУ, а его сын – ещё не профессор Дмитрий Лунёв – директор Астраханского колледжа вычислительной техники. Здесь следует заметить, что преемственность в сфере научной деятельности – из рубрики «очень хорошо».

Такое же положение может сложиться и у мамы с дочкой.

Вот, мама – Окунь Людмила Яковлевна – руководитель управления Федеральной службы госстатистики по Астраханской области и Республики Калмыкии. Неужели дочь такой матери может быть рядовым экономистом или инженером? Конечно, этого не может быть. Её дочь Ольга Зверева руководит службой по тарифам Астраханской области и её, во что бы то ни стало, ждёт блестящее будущее.

Иногда семейственность принимает трагикомичный характер, но в конечном итоге всё образуется в тишину и порядок. Иван Нестеренко не один год служил министром сельского хозяйства Астраханской области. Сын Ивана Нестеренко – Андрей – окончил юридический институт, но служба в МВД, видимо, не сложилась, и отцу пришлось пристроить сына на службу государственного технического надзора Астраханской области сначала заместителем руководителя, а потом и руководителем. Сам Иван Нестеренко ныне на пенсии, перед уходом на которую проявил небольшую халатность на 30 миллионов рублей, но всё обошлось, потому что как раз настал срок давности, всегда работающий, если обвиняемый занимает руководящее положение в обществе. Правда, 30 миллионов в казну придётся вернуть…

Так что ничего такого страшного в семейственности нет, так как нет пострадавших, а институт семьи – священен. Одним словом – с корабля на бал, большому кораблю большое плавание, а семеро одного не ждут.

Олег Солнцев, астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», №29 (739), 2017 г.