Сенатор Башкин расставил точки над i в вопросе о сносе домов в Астрахани

Сенатор от Астраханской области, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин вновь выступил по резонансному вопросу о сносе аварийных домов в Астрахани.

«Завершила свою работу специальная комиссия Госдумы, изучившая астраханскую ситуацию вокруг программы ликвидации ветхих и аварийных домов. Независимые эксперты, к тому же, не астраханцы, специалисты, совершенно не связанные с областью какими либо коммерческими или политическими интересами дали объективное заключение.

«Политике не место в теме аварийных домов». Такое мнение выразил первый заместитель председателя комитета по ЖКХ Госдумы России Сергей Пахомов, который и возглавил эту комиссию.

В астраханской прессе разошлась информация о том, что делегация посетила несколько аварийных домов, в том числе дом по адресу ул. Адмирала Нахимова, 139. Этот многострадальный дом я знаю очень хорошо. Около пятнадцати лет назад, будучи депутатом областной Думы, я пытался расселить находящийся на территории моего избирательного округа этот полусгнивший «Баскервильхолл». Увы, получилось только отремонтировать кровлю. Снести этот жуткий барак астраханские власти тогда не смогли. А сегодня могут, к великой радости жильцов дома.

Вызывает недоумение, как так получилось, что долгожданные процессы ликвидации опасного и некомфортного жилья, о которых астраханцы мечтали десятилетиями вдруг стали причиной нездорового ажиотажа. (…)

Эту тему я хотел бы продолжить, причем, на фактологической основе.

Вначале скажу, что на одном из недавних совещаний губернатор области Игорь Юрьевич Бабушкин вполне определенно выразил недовольство чиновниками, которые проявляют низкую активность в информировании астраханцев о деятельности власти в этом направлении. Именно из-за дефицита объективной и полноценной информации, по мнению главы региона, появляются различные домыслы, слухи и откровенные спекуляции, не имеющие ничего общего с реальными событиями. 

В связи с тем, что по этой теме ко мне часто обращаются граждане и, кроме того, идет активное обсуждение в информационном пространстве в сетях я, естественно, подключился к этому вопросу. 

Думаю, будет правильно на примере конкретных цифр сообщить следующее.

В областном центре зарегистрировано 11362 многоквартирных дома. Сразу скажу, что разговор, связанный с ветхим и аварийным жильем касается только многоквартирного жилья. Людей, живущих в частном секторе в индивидуальных домах, этот вопрос вообще не затрагивает. 

После многолетних процедур обследования и обращения граждан признаки аварийности были первично установлены у 2178 домов. Последующая работа профессиональных экспертов привела к тому, что эта цифра сократилась и окончательно признаны непригодными к проживанию 795 домов. Кроме них, в реестр включили еще 208 домов, погоревшие с 2006 по 2019 годы.

Вот эти 795 домов по логике программы должны быть отселены. Большая часть из них быть реконструирована, а часть снесена. Должна, но не будет. Во-первых, потому, что не на что сносить или реконструировать, во-вторых, некуда сразу всех переселить и, в-третьих, немыслимо представить сумму, которая потребуется для компенсации переселяемым людям. 

Поэтому было принято решение о поэтапном процессе отселения граждан. На текущий период запланировано отселить дома, включенные в реестр с 2006 по 2017 годы. Их всего 124. И включены они были в реестр исключительно по требованию самих жильцов. Удалось расселить пока только 18. Осталось переселить 106. После этого, дело дойдет до зданий, учтенных в период с 2017 по 2019, их всего 59. На третьем этапе дома, включенные в реестр после 2019 года. Таких домов 612. К сожалению, по домам, включенным во второй и в третий этапы пока даже приблизительно невозможно сказать, о каких сроках идет речь.

Для чего я, может быть, слишком подробно об этом говорю? Я это делаю специально. Опираясь на беспристрастные цифры, хочу показать, что предмета для разговоров о готовящемся сносе двух тысяч домов и отселении неизвестно куда их жителей просто нет. Возникает ощущение, что мифы вокруг этой работы культивируют либо от недопонимания ситуации, либо с целью обострения социальной обстановки. 

Честно сказать, астраханцы это уже и сами начинают понимать, это видно по стихающему ажиотажу. 

Но, в чем я абсолютно уверен, так это в том, что напрасные волнения стали возможны из-за острого дефицита достоверной информации. Из-за того, что исполнители не посчитали нужным заранее и подробно разъяснить свои планы, их масштабы и сроки исполнения. Или ознакомить жильцов о проходящей экспертизе. Или, например, опубликовать карту с адресами конкретных домов и ожидаемых действий с ними. Кстати, не поздно это сделать и сейчас, надеюсь, что мое обращение поможет это ускорить. 

В заключение хочу сказать, что самое ценное для общества – это спокойствие и благополучие его участников. И мы все по мере сил должны стараться этому способствовать».