ЖКХ и права человека: из доклада астраханского омбудсмена

Связанные с жилищно-коммунальным хозяйством проблемы для нашего региона — наиболее злободневные, подчёркивается в представленном докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына. Публикуем самые интересные выдержки из документа.

«Из года в год поступают жалобы, связанные с прорывом труб, затоплением улиц и подвалов жилых домов.

Так, на контроле Уполномоченного находятся коллективные обращения от жителей многоквартирных домов и иных жилых строений, расположенных по улицам Лычманова, Мечникова, Псковской, Дарвина, Дубровинского, 2-й Дербентской, Бэра, Генерала Герасименко, Бориса Алексеева, Белгородской, Минусинской, Куликова, Николая Островского, пер. Таманскому и других, по вопросу нарушения работы канализационных сетей.

Люди, проживающие в этих домах, постоянно испытывают дискомфорт от зловонных миазмов. Даже посреди зимы их атакуют полчища комаров, обитающие в подвалах. Стены площадок и квартир покрываются плесенью и грибком. Разрушаются строительные конструкции.

Ухудшается состояние здоровья людей. Заявители в один голос говорят, что у них нет иного выхода, кроме как обращаться в суд за компенсацией ущерба за испорченное имущество — не только личное, но и общедомовое.

В течение всего истекшего года администрация Астрахани и МУП «Астрводоканал» сообщали Уполномоченному о том, что планируется проведение различных мероприятий для обеспечения водоотведения по вышеуказанным улицам. Но, как показали контрольные проверки, в том числе с выездом на место, сроки ремонта, установленные договорами, то и дело срывались, а сами работы выполнялись некачественно, не в полном объеме.

Изношенность инфраструктуры неизбежно приводит к повышению тарифов на коммунальные услуги, что ощутимо бьёт по карману граждан.

Обращения, в которых люди поднимают вопросы, связанные с функционированием жилищно-коммунального хозяйства и предоставлением коммунальных услуг, с каждым годом становятся все более многочисленными, а главное — сложными с точки зрения их разрешения.

Одна из главных и болезненных проблем — колоссальные долги людей.

В Астраханской области по состоянию на 1 ноября 2023 года задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам составила 5 миллиардов 315 миллионов рублей, из них: за тепловую энергию — 224 7993 тысячи руб.; 118 9253 тысячи рублей; электроснабжение — 976 968 тысяч рублей; газоснабжение — 901 308 тысяч рублей.

С начисленными суммами долгов люди не соглашаются. Идут в суд. Но чаще всего безрезультатно. Неплатежи растут как снежный ком, усугубляясь пенями.

К примеру, к Уполномоченному обратилась пенсионерка Б., которой вменили основной долг за электроснабжение (с марта 2018 года по ноябрь 2022 года) 307 тысяч рублей и пеню в размере 118 тысяч рублей.

Гр-ка Т., проживающая по ул. Акмолинская гор. Астрахани, в своей жалобе к Уполномоченному сообщила, что ей вменили долг за электроснабжение в размере 15 424 руб. и пеню 3101 руб. за период с августа 2018 по ноябрь 2023 года с учетом начислений за ОДН.

В связи с проблемой выставления гражданам пени, размер которой подчас сопоставим с суммой основного долга, следует остановиться на деле гр-ки О., которая в марте 2023 года полностью погасила имевшуюся у неё задолженность за предоставление коммунальной услуги «водоснабжение» в размере 127 656 рублей. Эту довольно внушительную сумму она не оспаривала, так как действительно производила оплату нерегулярно и не в полном объеме. Однако вскоре к ней поступил платежный документ с требованием оплаты пени в размере 89 755 рублей.

При проверке жалобы О. выявилось как минимум две неопределенности. Во-первых, вправе ли был МУП «Астрводоканал» включать в срок, за который начисляется пеня, период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года? Как известно, тогда действовал «мораторий на неустойки», установленный постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Однако многие ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и ТСЖ сразу же обратили внимание на то, что в указанном нормативном правовом акте говорится не о запрете начислять пеню, а лишь о недопустимости «требовать её уплаты». Несмотря на это, после обращения Уполномоченного в службу жилищного надзора Астраханской области гр-ке О. был произведен перерасчет размера пени путем исключения из неё периода моратория.

Возможно, всё это имеет место. Но главная причина в другом. Обязанность проверять показания индивидуальных приборов учета на бумаге есть, а вот ответственность за её неисполнение не предусмотрена. И поэтому поставщикам ресурсов гораздо проще просто переложить разницу между показаниями общедомового прибора учёта и индивидуальных счетчиков на людей. В результате страдают добросовестные плательщики.

Возможным выходом из этого «порочного круга» видится переход к системе предоплаты за коммунальные услуги, когда потребителем сначала вносится денежная сумма, а затем, исходя из нее, происходит отпуск коммунального ресурса. Заканчиваются деньги на счете — прекращается поставка коммунального ресурса. Внесены деньги — подача возобновлена. Нет посредников в виде коммунальщиков, собирающих деньги. Эта система выгодна именно честным гражданам, своевременно передающим показания приборов учета, точно в сроки производящим оплату за коммунальные услуги.

Что касается «безнадежных должников», то, разумеется, нужно разделять злостных неплательщиков, антисоциальных лиц и тех, кто в силу обстоятельств реально очутился за чертой бедности. Речь идет именно о таких людях. На мой взгляд, в отношении них нужно провести «коммунальную амнистию», суть которой в следующем:

  1. всем, у кого доходы ниже прожиточного минимума, полностью кассировать их долги за все предыдущие годы;

  2. для лиц определенных категорий (например, инвалидов I–II групп, одиноких пенсионеров старше 80 лет, одиноких инвалидов III, одиноких и (или) многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов) ввести бесплатную подачу коммунальных услуг в пределах определенной нормы. Норма эта может быть дифференцированной, в зависимости от категории гражданина. Сверх нормы оплата по обычному тарифу.

Это не будет слишком тяжелым бременем для естественных монополистов, но в отношении бедных — а такие люди у нас в стране, к сожалению, есть — это будет гуманно и справедливо.

Ещё один злободневный вопрос, который постоянно поднимается в обращениях граждан, — оплата за центральное отопление. Как известно, даже если батарея была горячей всего один день, человек обязан внести плату по отоплению за весь месяц. По сути, человек обязан оплатить ресурс, который им не получен.

Такое несправедливое правило закреплено на сегодняшний день нормативно (абзац 2 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг; при указании показателя «период, равный продолжительности отопительного периода» правильнее указать «количество дней в отопительном периоде»).

Помимо дефектов нормативного регулирования, о чем говорилось выше, к нарушениям прав людей в сфере ЖКХ приводят ошибки сотрудников коммунальных служб и ресурсоснабжающих организаций. Ниже приводится ряд примеров обращений к Уполномоченному, когда права людей ущемлялись именно по этой причине.

К Уполномоченному обратилась гр-ка К., которая была возмущена отключением у неё электроэнергии. Публичное акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» сообщило, что это связано с наличием долга. Заявительница спорить не стала, долг погасила. Кроме того, ей пришлось понести расходы для возобновления подачи электроэнергии. Однако Уполномоченный решил более внимательно изучить все обстоятельства. В результате проверки выяснилось следующее.

В 2020 году при установке интеллектуального счетчика специалист ПАО «РОССЕТИ ЮГ» — «Астраханьэнерго» ошибочно выдал гр-ке К. пульт от прибора учета, который предназначался... её соседу. В результате задолженность за электроэнергию возникла потому, что фактически гр-ка К. оплачивала расходы другого человека. Уполномоченным в адрес руководства ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» было направлено заключение с разъяснением всех обстоятельств, а также рекомендацией восстановить права К., которое было удовлетворено. Заявительнице было предложено подать в абонентский отдел соответствующее заявление, после чего все ранее взысканные денежные средства она получила обратно.

Гр-ка М. в своей жалобе просила Уполномоченного разобраться: почему, несмотря на то, что с нее «взыскан долг по электроэнергии, ей вновь вменяют какие-то непонятные суммы». Проверка показала следующее. На исполнении Трусовского районного отдела судебных приставов г. Астрахани находилось исполнительное производство, возбужденное в августе 2023 года на основании судебного приказа. Предмет исполнения: задолженность по платежам за электроэнергию в размере порядка 13 тысяч рублей. Эти деньги были списаны со счета заявительницы, что последней не оспаривалось. Однако ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» «забыло» исключить эту сумму из долга. Справедливости ради нужно сказать, что долг у гр-ки М. оставался, но в ресурсоснабжающую организацию Уполномоченным было направлено заключение с рекомендацией произвести перерасчет задолженности за поставку электроэнергии. В итоге размер долга был уменьшен на сумму, ранее уже взысканную судом и удержанную приставами.

К Уполномоченному обратился житель г. Астрахани гр-н К., негодовавший по поводу того, что «в его отсутствие», «без предварительного уведомления была прекращена подача электроэнергии... в связи с якобы наличием задолженности». Гр-н К. настаивал, что всегда оплачивал данную коммунальную услугу своевременно и в полном объеме. Это полностью подтвердилось после сверки показаний прибора учета, установленного в его квартире. Однако в случившемся «недоразумении» К. отчасти был виноват сам, поскольку приобрел он квартиру в 2021 году, но по вопросу перезаключения договора энергоснабжения обратился в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» лишь два года спустя. Поэтому-то ему и вменили долг предыдущего собственника. Конечно, получив заключение Уполномоченного, ресурсоснабжающая организация возобновила подачу электроэнергии, правда, потребовав от гр-на К. оплатить расходы на подключение. Пришлось Уполномоченному вновь обращаться с дополнительным письмом, доказывая, что данное вменение явно неоправданно и несправедливо. В итоге заявителю не пришлось платить за подключение электричества.

Отдельно следует остановиться на вопросе обеспечения населения Астраханской области качественной питьевой водой. Возможно, банально повторять, что доступ к воде и базовое право каждого — право на жизнь — неразделимы. Но именно эта непреложная истина вынуждает Уполномоченного из года в год ставить данную проблему в своих докладах.

В целом, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, общая картина обеспечения водой жителей региона по состоянию на начало 2023 года выглядела следующим образом. Обеспечены питьевой водой 106 населенных пунктов, в которых проживает 77,1% населения области (761 916 человек).

В 197 населенных пунктах, где сосредоточено 21,5% населения (213 249 человек), люди могут пользоваться только технической водой. И в 123 населенных пунктах (14 265 человек — 1,4%) полностью отсутствует централизованное водоснабжение.

Вышеприведенные цифры не могут внушать оптимизма и выглядят не столь обнадеживающими, если учесть, что, согласно данным технического обследования объектов водоснабжения (водопроводов, водонасосных станций, водоочистных сооружений), общий износ всей этой инфраструктуры составляет от 80 до 100%.

В приведенной ниже таблице поименованы все населенные пункты, где на конец 2023 года полностью отсутствует централизованное водоснабжение.

В некоторых сельских районах ситуация с водой просто катастрофическая. Так, в Володарском районе основная часть населения обеспечена лишь технической водой (53 населенных пункта с численностью проживающих 43 144 человек), а питьевой водой снабжаются только два населенных пункта (660 человек). Столь же непростая ситуация характерна для Енотаевского, Икрянинского, Приволжского и Черноярского районов, где техническая водопроводная вода — единственный (если не считать, что люди вынуждены таскать воду с реки коромыслами) для потребителей.

Нужно отметить, что по Приволжскому, Икрянинскому, Камызякскому, Наримановскому, Черноярскому и Енотаевскому районам имеются даже вступившие в законную силу судебные решения об обязании органов местного самоуправления обеспечить водоснабжение отдельных населенных пунктов. Однако муниципалитетам не под силу их исполнить».

Продолжение следует.

Читайте также:

Андрей Спицын доложил о ситуации с правом астраханцев на жилье