Астраханские чиновники забюрократизировали общественные слушания

Как в Астрахани проходят публичные слушания в федеральных контрольно-надзорных органах.

Чтобы сегодня стать «предпринимателем в законе», нужно знать и не нарушать 2 миллиона существующих в российском законодательстве норм, статей и подзаконных актов. Чтобы сделать ревизию всех существующих для бизнеса правил, государственной комиссии придётся работать 10 лет.

Такие цифры назвал министр Открытого правительства РФ Михаил Абызов и стал инициатором  нового общественного явления - публичных слушаний.

В 2017 году  было поручено всем федеральным организациям, осуществляющим какие-либо контрольно-надзорные виды деятельности над субъектами малого и среднего  предпринимательства, провести публичные слушания по вопросу снижения давления на бизнес, снижения плановых и внеплановых проверок. И в Астрахани уже состоялись первые публичные слушания в региональных управлениях МЧС, Россельхознадзора, Росздравнадзора и  Роструда.

Согласно предписанию, на всех публичных слушаниях,  обязательно должны присутствовать четыре общероссийские общественные организации: Торгово-промышленная палата, Российский Союз промышленников и предпринимателей, организации «Опора России» и  «Деловая Россия». А также  уполномоченные по правам предпринимателей в регионе и те общественные организации, которых касается деятельность того  или иного государственного органа. Разработан календарный план проведения слушаний по территориям, по всей стране, во всех регионах, ежеквартально.

Такое внимание к вопросам развития бизнеса в системе взаимоотношений федеральных госорганов и предпринимателей в регионах не могло остаться незамеченным в обществе. Тем более что проблем связи государства и бизнеса накопилось столько, что бизнес, особенно малый и средний, стал активно уходить в подполье, вспоминая советские времена «цеховиков» и нелегальных перекупщиков. Притом, число государственных чиновников, чей уровень жизни и доходов поднимается, порой, до космических высот – не уменьшается. И никакие контрольно-надзорные органы этому сильно не мешают.

Что же показали первые слушания? Удивили масштабы аудиторий. По специальной инструкции они должны вмещать не менее 200 человек и теперь организации ищут самые большие залы в своих подведомственных учреждениях, чтобы провести слушания в соответствие с регламентом. Региональный Росздравнадзор, например, проводил их в актовом зале областного онкоцентра. В течение часа многочисленной публике зачитывались с дублированием на стенных экранах номера законов и статей законов, по которым правоприменительная практика применяется. В сфере оборота лекарств, оказания медицинской помощи и прочем. Затем соответствующие службы рассказали о штрафах и наказаниях, количестве административных протоколов и вывели сумму – почти на 2 миллиона рублей штрафных денег пополнился бюджет.

Роструд (Государственная инспекция по труду Астраханской области), оказалось, тоже, собрал в 2016 году 2 миллиона рублей штрафов. И Россельхознадзор не отстал от других! Создавалось впечатление, что эти «контрольные» 2 миллиона как раз и показывают эффективность работы того или иного госоргана? Но в 2016 году, по словам губернатора А.А.Жилкина, налогов по всем статьям бюджета поступило 88 миллиардов, а в этом году регион планирует получить и все 100. Так что штрафы – это копейки для области.

Но вот, например, в фирме по изготовлению окон была задержка зарплаты в сумме 65 тысяч рублей, при этом штрафные санкции Роструда за это нарушение были наложены почти на 620 тысяч рублей. И предприниматель всё равно должен оплатить задолженность по зарплатам, но сумма добавочного штрафа оказалась почти в 10 раз больше суммы задолженности! Это уже большие деньги для конкретного бизнеса. Конечно, такой способ фискального наказания разрушает сам бизнес или не даёт возможности ему развиваться.

Или другой пример. Региональный Россельхознадзор с гордостью сообщил, что проверил четыре посылки из Туниса, две из которых были задержаны, потому что на них не было сертификата. Выясняем – четыре посылки ехали вместе в одном контейнере? Товар был одним и тем же по партии. Говорим: возможно, человек там оформил сертификат на две, а отправил четыре. И где гарантия, что именно в этих посылках с сертификатами  нет никакой гадости, а в тех, что не пропустили – она есть? В чём логика действий? И это преподносится, как достижение службы на публичных слушаниях. Степень важности получается в том, чтобы не пропустить две посылки из четырёх одной партии? Они, говорят – да. По идее – смешно получается, и все смеялись.

Нужно, действительно, провести ревизию взаимоотношений бизнеса и контрольно-надзорных органов, самих госслужащих на предмет их деятельности и излишней ретивости в надзирающем внимании. Иначе мы самих себя же ставим в смешное положение. Наши астраханские томаты, например, десятки  раз проверяются и перепроверяются, чтобы их ввести в Москву. Каждую помидорину рассматривают под микроскопом, чтобы бумажечку на неё приклеить, что она действительно безопасная для потребителя.  А турецкие ввозятся по одной бумажке сплошным потоком. Дошли до того, что турецкие томаты в Москве продаются, а наши, астраханские, нет!

Все госорганы ответственно относятся к своей работе, но… по-разному. Взять те же проверки и штрафы. Нужно разделить: одно дело школы, детсады, больницы проверяются, как объекты социальной направленности, и они не являются субъектами предпринимательства. И другое дело – субъекты малого предпринимательства: всевозможные бизнес услуги, мелкое производство, торговля, ремонт и так далее. Пока все цифры обнаруженных недочётов и нарушений, наложенных штрафов звучат в сводках в целом, по ведомству. Но интересно было бы посмотреть разделённые цифры. Уже на следующих слушаниях хотелось бы наблюдать в динамике - что изменилось? Устанавливается ли взаимодействие между государством и бизнесом в конкретных вопросах?

Федеральным законом от 3 июля 2016 года внесены изменения в кодекс административной ответственности. Предусмотрено сокращение санкций по группе нарушений, а также то, что если правонарушение субъектом малого предпринимательства было совершено впервые, по данному законодательству может быть вынесено «предупреждение» или «предостережение». Не финансовый, фискальный вид наказания. То есть, сейчас уже есть возможность использовать более широкий спектр мер воздействия, способов взаимоотношений. И мы видим, что ряд госорганов пошли по этому пути. 

Например, МЧС, которое, практически до нуля снизили количество плановых проверок, и количество внеплановых заметно уменьшилось. И обоснованы проверки исключительно возникающими чрезвычайными ситуациями, скажем наступлением пожароопасного периода и возможностью возникновения ландшафтных (степных, лесных) пожаров. При этом Роструд, наоборот,  показал высокую динамику роста, повышение количества контрольно-надзорных мероприятий и 71% от числа наказаний были финансовые, штрафные меры. Это не допустимо, потому что не способствует взаимному доверию государства и бизнеса, а разрушает его.

Предприниматели  понимают важность стабильной работы всей государственной машины. Но опыт первых слушаний демонстрирует пока желание каждого контрольно-надзорного органа доказать особую важность своего существования для пользы государства и общества. И вот, сидят представители бизнеса от совещания к совещанию и говорят: ребята, вас послушаешь и ничего делать не хочется. Может, вы и правильно, по закону говорите, а вести нам своё конкретное дело – руки опускаются.

Посмотрите на реальность. Что можно сейчас применять из того, что не ломает бизнес, но воздействует при нарушениях? Посмотрите, почему происходят нарушения? По незнанию законов или их разной трактовке? По стремлению к незаконной выгоде, по отводу денег из налогооблагаемой базы? По волоките и трудности оформления документов на местах? По низкой компетенции чиновников или предпринимателей? Жизнь всегда объёмна, и одной только причины, одного мотива в нарушениях не бывает.

Ежеквартальные публичные слушания с участием госорганов и представителей бизнеса могли бы помочь взаимопониманию, если к задаваемым вопросам будут возвращаться уже с вариантами решения.

Очередное публичное обсуждение результатов правоприменительной практики состоится 7 июня 2017 года в 14 часов по адресу: улица Социалистическая, 29. Управление Росприроднадзора по Астраханской области выступит с докладами «Как делать нельзя» и «Как делать нужно». Подробности можно узнать на сайте государственного органа.

И ещё! Публичные слушания открыты, доступны  (в этом их смысл), в том числе и для журналистов. Хотелось бы, чтобы представители астраханских СМИ не оставались в стороне. И поняли главное. Цель слушаний – не в грозном помахивании пальчиком в адрес нарушителей, а в снижении давления на бизнес контрольно-надзорными органами, установлении прямого диалога между чиновниками и предпринимателями.

Тимофей Типографский,

Астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат», № 21 (731)