В Астраханской области основная часть населения относится к двум конфессиям – Православному христианству, исповедующему Никео-Цареградский Символ веры и признающему постановления семи Вселенских соборов, а также к суннитскому направлению ислама.

Да, в Астраханской области проживают и сторонники третьей мировой религии – буддизма, но их крайне мало и исповедуют они, в отличие от христиан и мусульман не истинного Бога, а пустоту, и в меру своих сил самосовершенствуются, что весьма проблематично.

Это их право, но церковь отделена в России от государства. Это относится и к буддизму.

Поэтому совершенно неуместной кажется инициатива, выплеснувшаяся в блоге astkraeved.livejournal.com 30 марта 2015 года:

«“Астраханский музей-заповедник” в рамках проведения ежегодного межрегионального мероприятия “День Рождения Будды” организует и проводит круглый стол “Буддизм в Астраханском крае” … Одной из составляющих мероприятия является заявленный круглый стол … Круглый стол будет проходить на базе Астраханского государственного музея-заповедника 28 мая 2015 г. в 16:00 в Краеведческом музее (ул.Советская, 15, Зал краеведческих исследований, 2 этаж)».


Мероприятие закамуфлировано под научный круглый стол с докладами на буддистские и околобуддистские темы. К примеру, вот одна из тем: «Культурно-просветительская работа астраханских буддистов».

А как бы отнеслись калмыцкие буддисты к культурно-просветительской работе калмыцких христиан на территории Элистинского дацана? Восторгов, скорее всего, не было бы.

Но вот на территории Астраханского кремля, которая исторически является православной землёй, где располагаются православные храмы, регулярно проводятся различные буддистские мероприятия, в том числе и празднования так называемого дня рождения Будды.

Неужели астраханским буддистам мало своего буддистского центра, что на ул.Зеленгинская? Да и стоит ли проводить религиозные праздники на территории исконно православной земли, где Никольский Надвратный храм, Успенский и Троицкий соборы принадлежат Астраханской митрополии?

Экспансия астраханских буддистов легко объясняется. Среди них находится Андрей Курапов – заместитель директора Астраханского государственного объединённого историко-архитектурного музея-заповедника по науке и экспозициям, кандидат предположительно исторических наук.

Свои буддистские наклонности Андрей Курапов желает навязать окружающим, что противоречит самой философии буддизма. Главная работа буддиста - внутри себя, в своём сознании. «Факт» неоднократно писал об этом деятеле (см. «Астраханские язычники. В руководстве краеведческого музея засели буддисты», «Факт» № 22 (583) от 20.06.2014 г., ast-news.ru/node/155589).

А теперь посмотрим, что же такое День рождения Будды.

Во всех странах Восточной Азии, кроме Японии, праздник отмечается в 8-й день 4-го месяца по китайскому календарю. В Таиланде, Вьетнаме, Макао, Сингапуре, Южной Корее — официальный праздник. В странах Тхеравады аналогичным праздником является Весак, который помимо дня рожденья Будды включает в себя так же день его просветления и Париниббаны (смерти). Весак празднуется каждый год в день полнолуния в мае или июне. Точная дата празднования Весак варьируется в зависимости от особенностей лунных календарей, которые используются в различных культурах. С точки зрения европейского григорианского календаря дата меняется от года к году, но всегда падает на апрель или май.

В 2015 году день рождения Будды приходится на 25 мая.

Так что совершенно непонятно, почему сборище в государственном краеведческом музее назначено на четверг 28 мая, а не на понедельник 25 мая. Может, кандидат наук Курапов ошибся, что ему, вероятно, очень свойственно?

Рафик Идиатуллин,

Опубликовано в газете "Факт и компромат" № 13 (623), 10.04.2015 г.