Астраханский омбудсмен – о дефиците медработников и правах инвалидов

Ситуация с медицинскими работниками в отдалённых населённых пунктах нашего региона и вопросы обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями здоровья нашли отражение в ежегодном докладе о работе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Андрея Спицына. Предлагаем наиболее интересные фрагменты документа.

«Приходится констатировать, что, несмотря на принимаемые меры, дефицит медицинских сотрудников в отдалённых районах Астраханской области пока сохраняется.

В 2023 году Уполномоченным изучалась ситуация с участием органов местного самоуправления в решении проблем обеспеченности медицинскими кадрами первичного звена здравоохранения. По итогам проведённого анализа выявлено, что фонд служебного жилья для медицинских работников на территории муниципальных образований АО сформирован в недостаточном объёме.

Так, в Приволжском, Енотаевском, Икрянинском районах отсутствуют специализированные жилые помещения для размещения медицинских сотрудников. А в Камызякском районе единственное служебное помещение (жилой дом) не газифицировано, находится в аварийном состоянии и не отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. В связи с отсутствием лимитов в бюджете МО «Камызякский муниципальный район АО» провести капитальный ремонт жилого дома не представляется возможным. В населенных пунктах других сельских муниципальных районов служебное жильё практически отсутствует.

Ни в одном из муниципальных образований АО не предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки медицинских работников в виде материального стимулирования. Также не все органы местного самоуправления принимают участие в решении бытовых проблем молодых специалистов. Только в некоторых муниципальных образованиях оказывается содействие в устройстве детей медицинских работников в дошкольные учреждения, компенсируется стоимость коммунальных услуг и арендной платы за жильё.

Необходимо констатировать, что привлечь, а главное закрепить медицинских работников в первичном звене только силами регионального Минздрава – задача невыполнимая. Однозначно требуется деятельное участие органов местного самоуправления.

***

На уровень заболеваемости населения определённое влияние оказывают развитость и оснащённость транспортной системы. Препятствием для эффективной организации медицинского обслуживания населения сельских районов является не только кадровый дефицит, но и отсутствие хорошей транспортной инфраструктуры.

Низкий уровень доступности медицинской помощи для жителей некоторых отдаленных поселений АО в первую очередь связан с плохим качеством автомобильных дорог или их полным отсутствием. Проведённый анализ показал, что в девяти муниципальных районах АО более чем в 50% сельских населенных пунктов нет маршрутов регулярных пассажирских перевозок с районным центром. Дополнительные сложности создают паромные переправы, функционирование которых очень сильно зависит от погодных условий. Отсутствие общественного транспорта создаёт неравенство в доступности специализированной медицинской помощи. Зачастую сельские жители для прохождения медицинских обследований и консультаций узких специалистов вынуждены добираться в районный центр с пересадкой через областной центр.

***

При губернаторе действует Координационный совет по делам инвалидов и ветеранов, в состав которого, помимо других должностных лиц, входит и Уполномоченный по правам человека.

Так, на заседании Совета, состоявшемся в декабре 2023 года, речь шла о недостаточном уровне доступности соцучреждений для маломобильных граждан. Как отметила в своем выступлении председатель комитета Думы Астраханской области по социальной политике Ирдеева И. В.: «большая часть поликлиник для взрослых и детей располагается в зданиях, построенных в 1960–80 годы, и организовать в них безбарьерную среду сложно. Делается всё возможное, чтобы приблизить объекты к современным нормам». Отмечалось, что столь же остро стоит вопрос «социального такси».

Эта услуга действует только в городе Астрахани и в радиусе 50 км от областного центра. Работают два автомобиля, которые не могут обеспечить потребности граждан в перевозках такого рода. Уполномоченным на данном заседании было акцентировано внимание на отсутствие вблизи социально значимых объектов парковочных мест для инвалидов.

***

В настоящее время сотрудники бюро МСЭ чаще всего проводят освидетельствование, опираясь на медицинские документы, отражающие результаты проведенных анализов и всевозможных исследований организма. Несомненно, заочный формат удобен людям, которые проживают на значительном удалении от областного центра (где расположено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по АО» Министерства труда и социальной защиты РФ) либо испытывают трудности с передвижением. Однако есть и «оборотная сторона» данного нововведения.

По итогам рассмотрения обращений 2023 года можно сделать вывод о том, что предпосылками отказов в назначении инвалидности, а также в корреляции индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА) являются недостатки, возникающие именно на этапе формирования направлений на медико-социальную экспертизу. При дистанционном формате определение степени ограничений жизнедеятельности для установления инвалидности или индивидуальных особенностей организма для назначения технических средств реабилитации становится затруднительным.

С данной проблемой столкнулся гр. И., являющийся отцом ребёнка-инвалида. Заявитель указывал, что сын нуждается в обеспечении таким ТСР, как ортопедическая обувь, которое не было включено в его ИПРА.

Уполномоченный направил в территориальный орган Росздравнадзора письмо с просьбой провести проверку. В результате было установлено, что в медицинских документах, подготовленных в поликлинике для направления в бюро МСЭ, было рекомендовано ношение «рациональной обуви». При заочном освидетельствовании врачи-эксперты бюро МСЭ затруднились прийти к выводу: является ли «рациональная обувь» «ортопедической». В связи с рекомендацией Уполномоченного ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по АО» пригласило ребенка-инвалида и его отца в указанное учреждение для проведения очного освидетельствования.

Очевидно, что действующая система медико-социальной экспертизы недостаточно согласована с системой медицинских организаций первичного звена здравоохранения».

Читайте также:

Продолжение следует.