На этот пост меня натолкнула ситуация вокруг открытого письма режиссера ТВ "Проспект" Алексея Савченко председателю правительства Астраханской области К.А. Маркелову под названием "Астраханскому туризму вновь приспичило...".

Это письмо породило в астраханской блогосфере разные мнения. Одни стали яростно критиковать Савченко за попытку "шантажа" и требовать его наказания, вплоть до уголовного. Другие, и я в том числе, попытались понять истинные причины, побудившие автора на столь громкое заявление.

Предыстория скандала

В письме А. Савченко рассуждает о "телевизионной составляющей позиционирования нашего региона". В частности, приводит историю довольно непростых взаимоотношений студии "Проспект-ТВ" с правительством региона в лице министерства спорта и туризма. Ведомство заказало в 2010 году презентационный фильм, отражающий туристический потенциал Астраханской области. Сделать все нужно было "еще вчера", поскольку намечался официальный визит астраханской делегации в Иран.

Потом было, насколько я понял из текста, еще несколько заказов. "В видео-блоке официального сайта министерства спорта и туризма размещены четыре презентационных фильма туристической направленности, произведенные на базе студии "Проспект-ТВ" за последние несколько лет. Все заказы по этим проектам носили откровенно разовый и бессистемный характер. Исходили они от разных заказчиков. Как следствие, во всех фильмах присутствует значительное количество повторений и пересечений, как по картинке, так и по содержательной части. Может все-таки пора нам всем подойти к реализации этого направления туристического позиционирования по-умному?" - пишет А. Савченко.

Справедливости ради отмечу, что министерство спорта и туризма - не единственное ведомство, которое обращается к телеканалам и рекламным агентствам с заказами на изготовление различных презентационных материалов: видеороликов и телепрограмм, выставочных стендов, буклетов и т.п. Ведь практически каждое министерство и агентство (за редким исключением) участвует в выставках, презентациях. Следовательно, нуждается в рекламной продукции, поскольку в данном случае не себя пиарит, а местный кабинет министров и весь регион.

Пресс-секретарские мытарства

Системного подхода в этой работе нет. Отсутствует напрочь. Причин несколько.

Во-первых, в большинстве ведомств областного правительства есть пресс-секретари. Где-то они "специалисты по связям с общественностью". Где-то - начальники одноименных отделов. Где-то вообще оформлены в подразделениях, к PR отношения не имеющим, поскольку нет такой штатной единицы - "пресс-секретарь". "Выбить" ее невозможно, а человек нужен, вот руководство и изощряется, запихивая своих пиарщиков в другие отделы. Получается, в трудовой книжке запись одна, функциональные обязанности - другие.

Во-вторых, степень ответственности и подчинения пресс-секретарей различна. Где-то у них один босс - министр. Где-то - туева хуча начальников, которые постоянно дергают, "нагибают" и требуют безусловного подчинения, грозя увольнением в противном случае. Это у семи нянек дитя без глаза. Когда у одного пресс-секретаря столько "боссов", про информационную политику можно забыть. Херня выходит. Каждый из начальников считает своим святым долгом дать указания, объяснить, как надо работать, ведь он-то отлично в PR разбирается!

В-третьих, большинство министров понятия не имеют, на кой черт им пресс-секретарь. Видят его обязанности как попало. Заставляют писать то речи, то заполнять поздравительные открытки, то вести сайт ведомства, то разрабатывать дизайн макетов и презентаций, то видео снимать, то фотографировать и т.п. Сами мечутся, да еще пресс-секретаря гоняют, как сидорову козу.

В-четвертых, уровень заработной платы. У большинства пресс-секретарей он ничтожно мал. Даже до 10 тыс. рублей не дотягивает. Поэтому текучка кадров невероятная. В редких министерствах люди держатся несколько лет. Примеры тому пресс-секретари минздрава Алина Гончарова и минстроя Светлана Прищенко. Кстати, Светлана - моя однокурсница: в одной группе учились.

В-пятых, уровень образования многих пресс-секретарей чрезвычайно слаб. Единственное место, где у нас готовят журналистов - Астраханский госуниверситет. Обучают их, впрочем, весьма отвратно. Сужу по тому, какие "непропеченные пирожки" оттуда выходят с дипломами. Сталкивался, когда в пресс-службу губернатора приходили практиканты с факультета журналистики АГУ. Кстати, на мою теперешнюю работу тоже приходили. Эти вообще мрак. Им ничего не надо: дайте справку, что я практику прошел.

При общем стремлении ребят к новым знаниям большинство ни черта не смыслит ни в работе СМИ, ни в журналистской профессии. Так хорошо их "учат". То же касается опыта. Из-за маленькой зарплаты пресс-секретари не стремятся задержаться долго на одном месте. На моей памяти только в министерстве ЖКХ за последние четыре года сменилось три пресс-секретаря.

В итоге единой системы позиционирования ведомств, входящих в одно правительство, нет. Кто в лес, кто по дрова. Одни министерства делают упор на телепередачи. Другие любят много фотографий. Третьи пихают всюду свои пресс-релизы. Четвертые тупо раздувают штат (минкультуры). Четвертые пишут статьи по пол-километра длиной.

Лебедь, рак и щука

Картина получается пестрая. В ведомствах пресс-серктари. Ими управляет кто попало. Их никто ничему не учит. Квалификацию не повышает. Редкие совещания и "мозговые штурмы", которые порой организует агентство массовых коммуникаций, безрезультатны. Прежде всего, агентство - не та структура, которая должна повышать образовательный уровень пресс-секретарей. Это не его специфика - PR.

Этим занимается управление пресс-службы и информационной политики администрации губернатора. Пресс-служба губернатора она же. Вот кто, по определению, должен проводить обучающие семинары. Но... не может, поскольку, будучи структурным подразделением администрации, не является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не имеет счета в банке и финансирования. А без денег как учить?

Понятно, что "сборы" пресс-секретарей, организуемые агентством, нацелены на формирование единой информационной политики правительства Астраханской области. Увы, это лишь слова. Перечисленные в предыдущем посте проблемы в отношении пресс-секретарей агентство решить не может. Или не хочет. Без этого все попытки сделать политику единой и мощной обречены на провал.

Теперь о финансировании. Возвращусь к письму А. Савченко. В нем он сетует, что минспорта и туризма не стремится к тому, чтобы заказывать и оплачивать качественный продукт. Понятно, почему. Пресс-секретарь ведомства - юноша с небольшим опытом работы, без качественного образования. Никто не стремится помочь ему стать профессионалом. Пиши, мол, релизы и знай свое место. Вопросы создания и выполнения медиапроектов решает почему-то замминистра Н. Жилкина. Я бы согласился, будь она начальником пресс-секретаря, куратором. Но не ей, человеку, не имеющему к PR и журналистике прямого отношения, этим заниматься напрямую.

Да, она организует поездки блогеров и журналистов в разные достопримечательные места. В "Волге" выходит регулярно вкладыш про астраханский туризм. Но для чего "Волга" - газета, которую читают местные? Для популяризации туризма среди астраханцев? Да у подавляющего большинства денег нет, чтобы платить по 100 баксов за один день на базе отдыха в дельте.

Насчет блогеров согласен. Чем больше и лучше станут они писать посты, тем привлекательнее регион для туристов. Здесь могу отметить фотографии Макса Коротченко и Константина Астраханцева. Очень качественный медиапродукт. Но не могу не согласиться с А. Савченко: почему в поездки не берут видеооператоров с профессиональной техникой?

Да потому и не берут, что Н. Жилкина - тот самый "босс", о котором я написал в предыдущем посте. Разбирается в основах, но не в тонкостях профессии пиарщика (при всем уважении к ней), но считает себя достаточно опытным человеком в PR, чтобы решать, кто поедет, а кто нет, и как все это потом и где станет выходить в СМИ и в виде рекламной продукции. Но проблема даже не в этом. Н. Жилкина - заложник общего бардака.

Рубль в кармане, я в стакане, остальное все в тумане!

Подведу итоги. В правительстве Астраханской области практически у каждого ведомства есть пресс-секретарь (специалист по связям с общественностью). Качество их работы по многим причинам и у большинства очень низок. Повышением их образовательного и квалификационного уровня методично никто не занимается.

Финансирование медиапроектов, освещающих работу ведомств, ведется кем попало и как попало. То есть порой сами министерства оплачивают медиапродукцию. Иногда это делает агентство массовых коммуникаций. Порой - управление делами губернатора. Бывает, что спонсоры. Пресс-служба губернатора чаще всего ничего о том, где и что производится, не знает. Не считают нужным ставить ее в известность. А интересоваться - себе дороже. Сочтут, что лезут не в свое дело. Скандалом попахивает. Случалось.

Если я поставил бы здесь точку, меня смело можно было бы назвать критиканом и "обсирателем". Мол, нагадил и ушел. Нет. Есть идеи.

1. Создать структуру, которая подчинялась бы только двум лицам в регионе - губернатору и вице-губернатору - председателю правительства Астраханской области. Ее главной задачей бы стало формирование единой для всех министерств, т.е. для правительства информационной политики. Она бы стала и центром финансирования всех медиапроектов, заказываемых для позиционирования региона в СМИ, на выставках и т.п.

2. Разработать регламент работы специалистов по связям с общественностью во всех ведомствах. Чтобы они имели четкую должность, круг прав и обязанностей, достойную зарплату, прямое подчинение министру (руководителю агентства) и руководителю структуры, о которой в п.1., а больше - никому.

3. Исключить дублирование функций. Чтобы не было, как теперь. Министерства себе заказывают, что пожелают. У губернатора свой пресс-секретарь, у премьер-министра - свой. Пресс-служба губернатора денег не имеет, зато они есть у агентства массовых коммуникаций и т.п. Все должно быть в одной структуре, с одним грамотным, исполнительным руководителем. И упаси Господи назначить на эту должность человека, ни дня не проработавшего в СМИ или пиарщиком! Вся идея к черту под хвост.

Можно и дальше расписывать детали. Но это - самое главное. Вот так я вижу более широкие причины, побудившие А. Савченко написать то письмо.

До тех пор, пока в региональном правительстве царит такой бардак, хорошего ждать не приходится. И уж тем более невозможно следить за грамотным расходованием ведомствами бюджетных средств на поддержание и укрепление положительного имиджа Астраханской области.

Koygore.livejournal.com