4 мая департамент ветеринарного и продовольственного надзора министерства сельского хозяйства Белоруссии, а также власти Казахстана объявили о запрете поставок продукции птицефабрик Астраханской области на свои территории. Это решение было сенсационно мотивировано: дескать, в нашем регионе зарегистрированы случаи заболевания птиц высокопатогенным гриппом H5N1 – тем самым смертельно опасным птичьим гриппом. AST-NEWS.ru побывал на совещании по этому вопросу, который прошёл 5 мая в правительстве Астраханской области и попытался разобраться: так ли страшен птичий грипп в Астрахани, как его малюют? 


Птичий грипп возвращается? 


О том, что фатальный вирус начал своё шествие по Астраханской области, стало известно накануне из-за демарша белорусов, решивших отказаться от вкусного и полезного птичьего мяса с фабрик нашего региона. Региональное правительство молниеносно отреагировало на пренеприятное известие, созвав на послеобеденное время «совещание по вопросу ликвидации особо опасного заболевания – высокопатогенного гриппа птиц H5N1 у кудрявых пеликанов на территории охранных зон Астраханского биосферного заповедника». 


Никакой паники в малом зале облправительства не ощущалось. Чиновники, собравшиеся за четверть часа до назначенного времени, тихо переговаривались («А где Константин Алексеевич?» - «Наверное, стоит там, ждёт, как кворум будет»), паркетные журналистки весело хихикали в углу, пара телеоператоров, лениво облокотившись на штативы, обсуждали свои технические причуды. Не было никакой озабоченности и в глазах главы регионального министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Алексея Галкина, который пришёл вовремя, в 16 часов 00 минут, уютно разместив на столе ярко-оранжевый телефон, больше подходящий студенту-мажору, чем заместителю председателя правительства Астраханской области. Ещё Галкин вытащил модный фаблет и планшет, который тут же включил и установил перед собой.


Начальство не опаздывает, начальство задерживается


В зале в ожидании Маркелова говорили о чём угодно, только не о H5N1. Лысины, как и относительно богатые шевелюры собравшихся то замирали, «ловя тишину», то вновь поворачивались друг к другу. Чёртова дюжина умных голов (12 мужских и одна женская – такое вот половое равенство) склонились над полированными столами в ожидании премьера. На груди большинства собравшихся руководителей горделиво красовались георгиевские ленточки: их не было, пожалуй, только у того же Галкина, да у руководителя местного Роспотребнадзора Анатолия Ковтунова. Может, они их дома забыли, а может, просто не одевают по каким-то личным соображениям. У Галкина, кстати, и без ленты дел полно было: как зашёл в зал, перекинулся несколькими ничего не значащими фразами с соседями по столу и тут же уткнулся в свой любовно разложенный планшет. Планшета больше не было ни у кого. Наверное, Алексей Николаевич в режиме онлайн следил за ходом сельскохозяйственных работ в родном крае… 


Что-то с, как всегда, напряжённым от мысли лицом читал в своём смартфоне и Ковтунов. 


Сотрудник пресс-службы губернатора Сергей Попов, усевшись на корточки, что-то активно обсуждал с журналисткой Еленой Поротиковой. 


А Галкин так и не закрывал свой планшет.


Птичку не жалко


В итоге начальство задержалось на полчаса и, усевшись во главе стола, тут же взяло быка за рога, потребовав отчёта – как ликвидируется особо опасное заболевание. Оказалось, что первый сигнал о погибших от птичьего гриппа пернатых на территории нашей области поступил ещё в середине апреля. Сотрудники биосферного заповедника зафиксировали падёж десяток голов птиц, которые были сильно истощены. Тут же был проинформирован губернатор Астраханской области Александр Жилкин, в Володарском, Харабалинском, Камызякском и Лиманском районах области начали наблюдение за домашней птицей и её вакцинацию, а на птицефабриках введён закрытый режим. 


«Коллеги поторопились, но за 21-30 дней мы с гриппом справимся» - заявил шеф облслужбы ветеринарии Юрий Евтеев, комментируя решение Белоруссии и Казахстана. А Константин Маркелов прямо назвал происходящее «нездоровой конкуренцией». Директор хабалинской птицефабрики Виктор Морозов спокойно и уверенно говорил, что «паники поднимать не надо. На фабрике вспышек гриппа нет и не должно быть. Яйцо даже от заражённой птицы человека гриппом не заразит». Также Виктор Михайлович предложил «собраться в заповеднике, пострелять птицу и поесть её перед телевизионщиками», чем немало повеселил собравшихся во главе с Маркеловым. Взявший слово Ковтунов отметил, что H5N1 может быть только на птичьих рынках, «а их в области нет», при этом вирус птичьего гриппа, оказывается, «присутствовал всегда»


Жизнь продолжается!


В итоге участники совещания сошлись во мнении, что через 12-13 дней запрет Белоруссии и Казахстана будет снят, а председательствующий Константин Маркелов выразил готовность «переговорить с Россельхознадзором», а также «установить прямой контакт с партнёрами». «План мероприятий по ликвидации гриппа утверждён. Нет никакой причины волноваться за качество продукции на наших птицефабриках» - на этом председатель регионального правительства и завершил совещание, длившееся каких-то 20 минут.


Ясно, что случаи птичьего гриппа, зафиксированные на территории Астраханской области, единичны и не носят характер эпидемии. Более того, они возникли только среди диких птиц (пеликанов и серых лебедей-шипунов), которые никак не связаны с расположенными на территории региона птицефабриками. Редкий астраханец может похвастаться, что видел живьём пеликана или того же шипуна на территории области, а не в иногороднем зоопарке. Таким образом, недавний отказ Белоруссии и Казахстана принимать яйцо и птицу с астраханских птицефабрик является не более чем элементом протекционистской политики по отношению к своим производителям (закрыли доступ для конкурентов – дали возможность для роста своим). Разумеется, в рамках Таможенного союза, действующего между нашими государствами, это является не совсем дружелюбным шагом. И если наши партнёры не одумаются, легко можно рассмотреть вариант ответных мер, а также закрытия торговых точек по торговле белорусскими и казахстанскими товарами. В любом случае это пойдёт только на пользу нашему, отечественному производителю.

Глеб Иванов