Астрахани всегда везло на громкие фамилии начальников местной милиции. Вы только вспомните: Волкодав, Хватков… Просто по определению один должен был всех передавить, а второй – схватить тех, кого не передавил первый. И что? Волкодав бесславно ушел после серии скандалов в Карачаево-Черкесию, где нажил новые скандалы и даже сам попал в тюрьму. А Хватков никого толком так и не схватил, и был снят с должности приказом самого министра.

И вот – новая надежда. Тапилин. Он, по идее, должен утопить тех преступников, которых не передавили и не схватили его предшественники.

А что мы видим вместо этого?

Зарезали двух адвокатов. В центре города среди бела дня расстреляли ближайшего друга и почти финансиста губернатора. В Братском садике – тротил. В Кировской больнице – из автомата в упор убиты двое, третий тяжело ранен.

В общем, не город, а какая-то фронтовая полоса.

При этом милиция еще рассказывает о своих подвигах на ниве борьбы с преступностью. Видимые подвиги состоят в задержании полковником Лиджигоряевым несчастных предпринимателей, протестующих против роста аренды. Невидимые подвиги никому не видны.

В воскресенье я, как полевой корреспондент нашей славной боевой газеты, побывал на собрании «Союза погорельцев». Вот уж несчастные люди. Жили-жили десятилетиями в центре родного города, а тут пошли вовсю гореть. Помощи от властей нет, а как помогает милиция, я понял на собрании, и не могу не поделиться впечатлениями.

Выступали трое – Лидия Шмелева из мэрии, некто Руслан Валерьевич из следственного управления УВД и господин из ФСБ, фамилию которого я не расслышал. Погорельцы и присутствовавший на собрании Олег Шеин задавали им вопросы.

И вот что получается:

Красная Набережная 48. Пожар был 23 марта, и в этот же день пожарные установили его причину – поджог. 7 мая Кировский РОВД берет и закрывает уголовное дело. За отсутствием состава преступления. 30 мая прокуратура это решение милиционеров отменяет.

Полякова 18. Пожар был 30 марта и снова, в этот же день, пожарные фиксируют наличие бензина. И вновь милиция закрывает уголовное дело, а прокуратура заставляет его открыть. Милиция, скрепя сердце, выполняет требование прокуратуры, и 15 апреля якобы направляет запрос к пожарным с просьбой предоставить «экспертное заключение». На самом деле, пожарные никакого письма от милиции не получали.

Бакинская 152. Пожар происходит в начале апреля. 4 апреля милиция отказывает в возбуждении уголовного дела. 29 мая это решение опять отменяет прокуратура.

Это еще не все. Вот как, например, опрашиваются свидетели: по ул.М.Горького 53 поджог, повлекший за собой смерть человека, произошел 21 марта. В этом доме живет лидер союза погорельцев Елена Касьянова. С нее сняли свидетельские показания лишь 27 апреля, и то только после трех обращений О.Шеина к А.Топилину. Еще более вяло расследовалось дело о поджоге на ул. Полякова 18. Облитый бензином подъезд вспыхнул 30 марта, а с жильцов свидетельские показания стали снимать в июне!

Более того, выяснилось, что все рассказы руководства милиции про «совместную следственную группу» представляют собой неприкрытую ложь. Оказывается, в эту группу не входят пожарные, прокуратура лишь «присматривает» за ней, а ФСБ даже и не присматривает. И вообще, как сказал полковник милиции Б.Лиджигоряев, «есть поджоги большие и малые». Поэтому Следственное управление ведет работу лишь по пяти объектам (Кр. Набережная 5, 58, Кирова 14, М.Горького 53, Советская 2). А остальные подтвержденные поджоги (Полякова 18, Бакинская 152, Кр. Набережная 48 и проч.) ведут районные отделы.

В общем, нет ни следствия, ни контроля за ним со стороны начальника милиции. Вместо этого по телевидению рассказали сказку про «раскаявшегося злоумышленника, который сидел в СИЗО за иные преступления и решил сознаться в поджоге дома по ул. М.Горького». И причина у него была весомая – не понравился один из жильцов. Это ноу-хау какое-то, а не расследование. Глядишь, завтра такой же злодей признается в поджогах по Калинина, и пойдет-поедет увеличиваться раскрываемость. Правда, настоящие виновники останутся на свободе.

Возобновление поджогов в июне (пос. Инициативный, ул. Савушкина) свидетельствует о том, что преступный мир совершенно спокойно относится к т.н. расследованию и считает, что может сжечь весь город.

Безразличие к нуждам погорельцев полковника Б.Лиджигоряева понятно. Борис Очирович недавно получил от С.Боженова земельный участок и будет строиться. Хотя должен, вроде, понимать, что после ухода в отставку будет уже не нужен мэру и сам может пополнить ряды погорельцев. А вот полковник А.Топилин очень разочаровал. Он-то должен мыслить более широкими категориями, чем получение мелкой взятки. Ему, как-никак, еще работать и работать. А кем – начальником УВД или начальником РОВД, зависит от него самого.

Может, это примета такая? Чем ярче фамилия милицейского начальника, тем меньше от него результатов? Давайте попросим в Москве назначить нам какого-нибудь Иванова. Может, дело и пойдет.

М.НИКОЛАЕВ,

Военный корреспондент