Конституция как описание направления движения в желаемое будущее

Любая Конституция обычно рассматривается как способ закрепления победы одного класса над другим, как договор, фиксирующий политическое согласие или общественный компромисс.

В 1993 году, после того, как наша страна прошла в нескольких метрах от гражданской войны, такой возможности не было, ни о каком гражданском договоре «победителей» и «побежденных» речи быть не могло. И в результате перед разработчиками текста Конституции встала сложнейшая задача – из существующего политического хаоса и конфликта с помощью текста Конституции создать политическое согласие и на нем построить новые институты государства.

Эта форма была найдена и она оказалась настолько точной, что с этого момента в мире возникло новое научное направление под названием «конституционный дизайн», с помощью которого Конституция перестает быть основой, фундаментом и становится инструментом, создающим новую политическую и общественную реальность.

Как создавалась Конституция 1993 года? Создатели текста сформировали четыре блока документа. В первый вошли вопросы, не вызывающие возражения ни у кого - правовое государство, разделение властей, частная собственность, многопартийность. Таким образом сформировалось «поле согласия» – фундамент Конституции. Во второй блок вошли основные права и свободы человека. Оба блока защитили специальным инструментом – референдумом. Отныне хоть букву, хоть запятую можно изменить в этих блоках только с помощью референдума. Третий блок составили типичные конфликты между ветвями власти – Президент – Парламент – Правительство, Центр – Регионы, а также типовые пути решения этих конфликтов. И в четвертый блок вошли конституционные модели устройства государства – контроль общества за бюрократией, нормы прав и обязанностей граждан, модель президентско-парламентской республики и пр.

Таким образом, Конституция стала описанием направления движения в желаемое будущее, дорожной картой, которой надо следовать, а не приспосабливать ее под себя. То есть Конституция стала аналогом совести государства по которой граждане обязаны жить, так же как в повседневной жизни они обязаны жить по совести.

Для того, чтобы Конституция работала, был создан мощный Конституционный суд. Он может толковать Конституцию, создавать политические правила, имеет право отменить любой указ и закон. Конституционный суд стал клапаном, через который выходили политические конфликты, различные политические силы теперь встречались не на баррикадах, а в помещениях Конституционного суда. Конституционный суд создает конституционные законы, которые можно менять, не меняя Конституцию. Один из этих законов – «Закон о референдуме» уже четырежды спас страну от гражданских столкновений.

Именно нынешняя Конституция, кстати, является убедительным доказательством того, что Путин не диктатор и не душитель свободы. На сегодняшний день он единственный из руководителей страны, начиная с Ленина, который не принял новую Конституцию «для себя», придя к власти. Была ленинская, сталинская, брежневская, ельцинская Конституции. Были проекты хрущевской и горбачевской Конституций, которые просто не успели принять. Ельцин, приняв Конституцию, прожил по ней шесть лет, Путин уже живет 22 года, доказав, что не надо под каждого руководителя менять Конституцию. 

В целом же современная российская Конституция уже стала почти уникальным явлением. Специалисты подсчитали, что сегодня в мире средний возраст «жизни» Конституции 17 лет. До Первой Мировой войны этот срок составлял 21 год, после нее 15 лет. Мы живем по Конституции уже больше 20 лет, что убедительно доказывает совершенство инструмента, защищающего и гарантирующего политическую стабильность государства.

Борис Якеменко