Каждый раз, когда едешь в поезде и видишь, как мимо, по соседнему железнодорожному пути, с пульсирующим грохотом проносятся нефтеналивные платформы с пузатыми цистернами, вспоминается детство, когда мальчишкой, прилипнув носом к стеклу, начинаешь считать, сколько же в составе всего этих цистерн.

Став старше, кроме подсчета количества цистерн, невольно оцениваешь и количество нефти в них, а в зрелом возрасте, уже будучи отягощенным должностью, ответственностью и нарождающимся брюшком, никак не удержаться от прикидки стоимости черного золота. Сумма выходит весьма внушительная, тем более, в нынешнее время.

Но все эти нефтяные составы, курсирующие по стране, ни в какое сравнение не идут с морскими нефтеперевозками. Один танкер при минимальных затратах перевозит десятки и сотни тысяч тонн нефти, а японцы давно эксплуатируют танкеры-миллионники. Стоимость ценного груза сравнима с сотнями железнодорожных составов и его можно доставить в любую страну, имеющую выход к морю без прокладки дорогих нефтепроводов и, тем более, железнодорожных путей. Короче говоря, морские нефтеперевозки являются весьма выгодным предприятием. И, чем лучше нефть, тем выше выгода.

Например, на астраханском шельфе компанией «Лукойл» добывается так называемая «легкая» малосернистая нефть, самая качественная в России. Доля серы и мехпримесей в ней меньше, чем даже в грозненской и бакинской. Довольно дорогое «черное золото». Добытая нефть по договору закачивается компанией «Дагнефтепродукт» в трубопровод «Баку-Новороссийск» для последующей транспортировки за пределы РФ. Естественно, что доходы от продажи нефти государством идут в его бюджет, а затем используются в интересах страны и граждан, особенно бюджетников.

Но там, где есть выгодное предприятие, никогда не обойдется без крутящегося вокруг жулья и ворья. Хапуги всегда рядом с потоками денег и ценностей и главнейшая их мечта – рулить этими потоками, а не просто оттяпывать. Самое главное, чтобы на двух концах потока были свои проверенные люди, а сами рулевые были достаточно крутыми, чтобы, во-первых, дать по рукам другим хапугам, и суметь отбиться от вездесущих государственных контролеров, деньгами, авторитетом, чем угодно – но отбиться.

И вот 31 июля 2013 года морскими пограничниками в акватории Каспийского моря был остановлен и досмотрен жирный танкер «Нафталан» под флагом Азербайджана, направлявшийся из Махачкалинского торгового порта в азербайджанский порт «Сангачал». Стандартная процедура, ничего личного, да и какие могут быть претензии к судну, принадлежащему даже не частному лицу, а целой Азербайджанской государственной компании каспийского морского пароходства. Пустая формальность, проверка документов и соответствия им груза.

По документам все было без замечаний. На борту, мол, находится особо легкий малосернистый сорт сырой нефти, как раз той самой офигительной нефти, что добывается ОАО «НК «Лукойл» на Астраханском шельфе. Все печати, росписи, даже чей-то отпечаток грязного большого пальца – все это не оставляло никаких сомнений в подлинности представленных документов. Ведь они и были подлинными, иначе как бы танкер вошел и разгрузился в Азербайджане? Посмотрели и груз – она, нефть. Ноу проблем, казалось бы…

Было бы очень удобно пожелать капитану семь футов и прочего, чего желают друг другу моряки и снова отправиться ловить браконьеров и греть пузо на юте, подстелив на горячую палубу синее одеяло. Но все знают, какие погранцы зануды бывают, вот и теперь у них в сдавленных фуражками черепных коробках внезапно, как храп в президиуме, возник вопрос – как и нах?

Ведь нефть, сорт которой гулко плескался в танках судна, как было известно пограничникам, не возится в Азербайджан танкерами – она закачивается в трубопровод и гонится по нему до приморского города Новороссийска. Откуда же в танкере 4,5 тысяч тонн такой нефти? В море этого было не выяснить, капитан, почесывающий волосатую грудь, естественно, не при делах и погранцам пришлось звонить на берег, чтобы проверили, откуда сие богатство взялось в танкере «Нафталан». А до окончания разбирательств танкер вернули.

Береговое кабинетное братство, нехотя оторвавшись от чая и пожертвовав столь необходимым организму обедом по расписанию, подняло со стульев задницы и приехало в порт разбираться. В результате было выяснено, что 26 июля 2013 года махачкалинской экспедиторской компанией ООО «КаспТранс» от имени грузоотправителя - ООО «АзияЮгТранзит» - было выдано поручение за номером № 019 Кавказскому энергетическому таможенному посту, Махачкалинскому морскому торговому порту и ОАО «Дагнефтепродукт» на погрузку на танкер… мазута.

ОАО «Дагнефтепродукт» с энтузиазмом взялось за погрузку. Чумазые портовые гномики закачали в танкер 4500 тонн топочного малосернистого мазута и вскоре, 30 июля был подписан акт погрузки № 18, из которого явствовало, что с погрузкой справились, утерли пот и готовы помахать с причала платочком вслед отчаливающему в Азербайджан танкеру. Будет, будет топливо для котельных, горячая вода и тепло в домах! Бдящая и строгая таможня в лице потного таможенника плюнула на печать и широко размахнувшись, бахнула ею на карго-манифест танкера, удачно попав оттиском № 533 прямо рядом с ранее проставленной отметкой «Вывоз разрешен». Танкер отдал швартовы, паровозно свистнул и, подталкиваемый в бока буксирами под шипящую в рациях матерщину, грузно поковылял на судоходный фарватер.

Но закачивали-то на самом деле они не мазут, а ту самую кайфовую дорогостоящую нефть! Или конклав дагестанско-азербайджанских алхимиков изобрел волшебный способ трансформации мазута в нефть? Не доверяя портовым алхимикам, специалисты взяли пробы, исследовали их и установили, что изъятые образцы жидкости являются сырой нефтью, а не мазутом как указано в документах. Замерив количество этой жидкости с поправкой на температуру 27 градусов, проверяющие выяснили ее точное количество в танкере - красивые в своей цифровой симметричности 4444 тонны.

И, разумеется, прикинули ее стоимость, слегка обалдев по результатам. Дело в том, что среднерыночная стоимость нефти в России на момент принятия таможней решения о вывозе товара составляла 10218 рублей за тонну, а общая стоимость нефти в танкере составляла 45 408792 рублей. Но это по среднерыночному, а установленная «Лукойлом» цена за добытую нефть в том количестве, которое было в танкере – почти 68 миллионов рублей.

Самое неприятное для всех участников нефтеаферы состояло в том, что согласно Единому таможенному тарифу таможенного союза, эта нефть подпадает под перечень стратегически важных ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.09.2012г. №923., и, соответственно, за все, что они натворили, им сверхновой звездой светит уголовная статья за номером 226 «Контрабанда стратегических ресурсов».

«Жопа!» - поняли аферисты. И пошло-поехало... В порту поднялся кипиш, безответственные должностные лица рвали и метали, орали и бесновались, цедили кровь и жрали человечину, бегали взад и вперед, искательно заглядывали в глаза и клялись мамой, папой и Аллахом, но дотошные следаки, отстраненно полуприкрыв глаза, цинично игнорировали поднявшуюся нездоровую движуху, надо отдать им должное. И продолжали разматывать и разматывать клубок, по нитке доходя до самого конца. А когда дошли –глаза выпучились от удивления, как линзы в очках лучших программистов Гугла.

Оказывается, уже несколько лет представителями компании «Дагнефтепродукт» была налажена практика масштабного воровства этой нефти. Они, вместо закачки в трубу нефтепровода, сбрасывали ее в нефтехранилища компании. Когда количество украденной нефти достигало около 5 тысяч тонн, «Дагнефтепродукт» заключал контракт с азербайджанской компанией на поставку дешевого мазута и беспошлинно вывозил ее в сопредельную республику, где и толкал «мазут» за весьма неплохие десятки миллионов рублей. А нефти «Лукойл» добывает много, и в месяц в Азербайджан продавалось минимум два танкера.

Благодаря этой схеме государство теряло в среднем около 1 млн 850 тысяч баксов с одного танкера (госпошлина на сделки по торговле нефтью 370 долларов за тонну) и около 10 млн.долларов в год. Соответственно, эта же сумма оседала в карманах участников аферы. Чтоб мы так жили!

Но постойте, а как? Как удавалось тырить нефть и поддерживать необходимые объемы ее перекачки по трубе нефтепровода?

Сразу на ум приходит бессмертный Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи», севший в кутузку на «Адин го-од!» за то, что на своей бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял. Точно такая же схема применялась и аферистами из «Дагнефтепродукта», однако вполне понятно, что всех ишаков Дагестана им не хватит, чтобы поиметь с них минимум 10 тысяч тонн вожделенного ослопродукта в месяц. Поэтому пустующий из-за кражи объем нефтеперекачки заполнялся не легендарной ослиной субстанцией, а водой, грязным мазутом и прочим жидким мусором. В результате общее качество нефти, транспортируемой по трубе, естественно снижалось, и намного – содержание посторонних примесей в 7 раз превышало установленные нормы. И это, естественно, наносит не только вред государству, вызывая разборки с потребителями – неужели кто-то думает, что из такой нефти будет получаться хороший бензин?

Естественно, что такие масштабные хищения и транспортировка в промышленных объемах стратегического продукта не под силу какому-нибудь Голодному, силенок и влияния не хватит, его уровень - лишь навариваться с врезок, попутно избавляясь от контролеров. А тут дело общероссийского уровня с ворами, вероятно, занимающими государственные посты именно в этой сфере, имеющими огромные возможности и полномочия на самостоятельные контакты с «зарубежными партнерами».

Невероятно, конечно, но визжать не надо. ООО «Дагнефтепродукт» является всего лишь средством, позволяющим делать нормальные бабки на контрабанде национального достояния России. А цель - весь навар, получаемый с реализации этих схем - успешно делился между представителями клана Магомедовых:

Магомедсалам Магомедов

- Магомедовым Магомедсаламом, заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, бывшим Президентом РД;

Магомедсултан

- Магомедовым Магомедсултаном, генеральным директором ООО «Дагестаннефтепродукт». На пике карьеры гендиректор занимал вакантный мандат депутата Государственной Думы, после отказа Магомедова Магомедсалама 14 марта 2012 года от этого поста, правда, всего лишь один день;

Асеков Руслан

- Асековым Русланом, начальником Кавказского энергетического таможенного поста Центральной энергетической таможни ФТС России, офис которого находится в здании ООО «Дагестаннефтепродукт»;

Газиев Саид

- Газиевым Саидом, президентом торгово-промышленной палаты Республики Дагестан, представителем торгпредства РФ в Исламской республике Иран, сыном бывшего руководителя дагестанского отделения СКЖД России Газиева Гази.

Бедолаге Василию Алибабаевичу в свое время пришлось бежать из тюрьмы в бочке с цементным раствором. Все побежали – и я побежал! Современные Алибабаевичи действуют по всеоправдывающей схеме «Все воровали – и я воровал!». Воровать у собственной страны, доверившей им государственный пост – это вполне в духе времени. Вот только дух этот, благодаря вышеперечисленным личностям, какой-то смрадноватый и довольно скверный. Не пора ли очистить от них воздух нашего времени, чтобы всем нам, как гражданам нашей страны, дышалось легче и хотелось петь?

Ну да кто же их посадит… Они же памятники…