Облминистр финансов Виталий Шведов на заседании правительства посвятил свой доклад важной теме – основным направлениям налоговой и бюджетной политики Астраханской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

В первую очередь министр отметил, что произошли изменения налогового законодательства на федеральном уровне, чего нельзя не учитывать. Вводятся изменения, направленные на совершенствование администрирования подоходного налога, в частности, в декларации по подоходному налогу теперь можно не указывать доходы, освобождаемые от налогообложения, а также те доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами. При продаже имущества, находящегося в собственности более трёх лет, декларацию по подоходному налогу тоже подавать не нужно.

Изменения в законодательстве произошли и на региональном уровне. С 1 января 2010 года вступили в силу поправки, касающиеся налогов на прибыль организаций. По сравнению с ранее действующим законодательством была проведена оптимизация льгот, введены условия, при выполнении которых налогоплательщики имеют право применять пониженную ставку налога. К таким условиям относятся отсутствие недоимки по налогу, а также выплата заработной платы выше прожиточного минимума.

Вдвое увеличен диапазон ставок, которые могут применять власти по отношению к транспортному налогу. Если раньше, по отношению к базовому тарифу, региональным властям можно было уменьшать или увеличивать налог лишь в 5 раз, то сейчас диапазон расширили до 10 раз. Насколько этому факту обрадовались автолюбители, Шведов умолчал.

По сути, федеральный центр переложил на плечи регионалов ответственность за повышение налогов. Если что – на федеральном уровне всё отлично, просто диапазон расширили, а уж увеличивать – это в регионах такие плохие так решили. Прямо очередная серия сказки о добром царе-батюшке и «головокружении от успехов» на местах.

В сфере транспорта есть и относительно хорошие новости. Планируется временное освобождение от налога на прибыль вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Может быть, хоть это поможет второй вечной проблеме нашей страны – дорогам. Хотя, конечно, дело там далеко не в налогах, но хоть что-то.

Кроме того, Шведов коснулся и общих положений налоговой политики на следующие три года. По его словам, «в основу посткризисной бюджетной политики области на это время положены стратегические цели развития стабильной экономики региона, снижение внутреннего долга и размера дефицита бюджета». Главным направлением бюджетной политики Астраханской области, как заявил Шведов, станет сохранение достигнутого уровня и качества жизни населения.

Они сказали пожарам громкое "нет"

Доклад по такой важной теме не мог не вызвать оживлённого обсуждения. Первой задала вопрос министр социального развития и труда Екатерина Лукьяненко. Она спросила, будут ли выделяться денежные средства на противопожарные мероприятия, т.к. выполнять их нужно обязательно, но денег на них нет. На это Шведов ответил, что в данный момент идёт разговор лишь об идеологии бюджетной политики, в общих чертах. А потом, при переходе на конкретику, когда будет готов проект бюджета, будут уже затронуты и такие вопросы, как средства на противопожарные мероприятия.

По этому вопросу высказался и председатель Правительства Константин Маркелов, который предложил, раз в докладе шла речь об оптимизации, направить на противопожарную безопасность как раз те средства, которые будут в результате неё сэкономлены.

Маркелов упрекнул Винокурова в бюрократии

Следующий вопрос, послуживший поводом для спора, задал Яков Яковлевич Винокуров. Он сказал, что, судя по словам Шведова, задачей является сохранение уровня благосостояния населения. Однако же, планируется приостановка законов о заработной плате на государственной службе и по оплате труда работникам муниципальных учреждений. Винокуров поинтересовался у Шведова, как же тогда предполагается сохранение уровня благосостояния, если только не будет инфляции? Ведь даже в случае небольшой инфляции, которая, естественно, будет присутствовать, получится, что фразы противоречат друг другу, логично, что при сохранении того же уровня доходов, но росте цен, уровень благосостояния населения окажется ниже прошлогоднего.

Данный вопрос вызвал реплику со стороны Маркелова, который сказал Винокурову, что знает, о его целеустремлённости к бюрократии. При этом, средняя зарплата чиновников выше, чем средняя по области и достаточная для выполнения своих функций. Более того, излишнее количество чиновников на всех уровнях не позволяет значительно увеличить оплату управленческому персоналу. Там, где в советские годы работало 3-4 чиновника и справлялось со своими функциями, сейчас работают по 16-17 человек, получая зарплату по 20-30 тысяч рублей. И перед тем, как повышать им зарплату, заявил Маркелов, нужно для начала посмотреть в лицо учителям, врачам, младшему медицинскому персоналу и всем остальным.

Про депутатов председатель местного правительства высказался отдельно, сказав, что их содержание у нас самое высокое в ЮФО. И правильно делают, что замораживают программы, так как, пока не будет достойных зарплат в сельском хозяйстве и других направлениях, повышать зарплаты чиновникам – не дело.

"Непонятки" с нашим ЖКХ

Также Маркелов предложил тем, кто не хочет работать в муниципальной службе, идти работать в сельское хозяйство. Там в этом году привлекается 21000 иностранной рабочей силы. Зарплата высокая, а потому «бросайте свои насиженные места в муниципалитетах, идите на поля, идите в сельское хозяйство, работайте – нет проблем: не умеют – научим, не хотят - заставим». Тем более, такого количества иностранной рабочей силы никогда ранее не привлекалось.

В общем, необходимо разработать законопроект так, чтобы увеличивать зарплату категориям, которым это необходимо, но не увеличивать управляющему персоналу. А то, получается, одним чиновникам увеличили – и в итоге получили 30% рост зарплаты работникам бюджетной сферы.

Также доклад вызвал замечание и у Виталия Аракеляна, который поинтересовался тем, как возможно, что в докладе говорится лишь о сохранении жизненного уровня населения, в то время, как в послании Президента России сказано, что жизненный уровень необходимо увеличивать. То есть, опять возникает противоречие.

Однако, по словам Шведова, противоречия тут никакого нет, так как сохранение нынешнего уровня – это лишь программа-минимум, а в целом планируется именно его повышение, если это будет возможно. В общем, получилось, что как бы мы и Президента слушаем, но и ничего не обещаем. На «авось», в общем, надеемся.

С докладом о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Астраханской области к отопительному сезону 2010-2011 года выступил министр ЖКХ Виктор Яковлев. Из сказанного им, самым интересным остаётся тот факт, что оптовые цены на нефтепродукты остались на уровне конца 2009 года, то есть, особых проблем с отопительным сезоном возникнуть не должно. Однако, тогда становится интересно, на каком основании так резко повысились цены, к примеру, на подачу тепла? Нефтепродукты не подорожали, оборудование вроде бы то же самое стоит, куда же тогда деньги уходят? Или повышение цен уже просто вошло в привычку и стало традицией, которой все следуют, хоть и не помнят, откуда она взялась? Интересные дела творятся, всё время нам повышение цен на энергию обосновывали повышением цен на энергоносители, что было логично, а тут – энергоносители по тем же ценам, а тепло дорожает и дорожает. Как это объяснить-то?

Лукьяненко озабочена болезнями

Также важным докладом в прошедшем заседании был доклад министра социального развития и труда Астраханской области Екатерины Лукьяненко о концепции комплексной целевой программы «Раннее вмешательство» на 2010-2012 годы.

Суть проблемы, на решение которой направлена программа, состоит в том, что в нашей области, в том числе и по причине неблагоприятной экологической обстановки, огромное количество детей с врождёнными патологиями. И, что самое жуткое, в процентном соотношении это число постоянно растёт, так, в 2006 году с различными заболеваниями рождалось 69,8% детей, в 2007 году 72,4%, а в 2008 уже 75%. То есть, лишь один из чётырёх новорожденных является здоровым человеком. И это из новорожденных, не учитывая, сколько детей приобретают заболевания в дальнейшие годы жизни. Программа направлена на раннюю диагностику у детей отклонений в развитии и, соответственно, коррекцию этих отклонений, так как, естественно, чем раньше они выявлены, тем проще их лечить и тем выше вероятность благоприятного исхода.

В числе нынешних проблем, которые мешают нормально диагностировать у детей врождённые патологии, Лукьяненко назвала плохую информированность родителей о том, как должен развиваться их ребёнок в норме, а также отсутствие скоординированной системы медицинской и психолого-педагогической поддержки.

Будем надеяться, что график заболеваемости в скором времени всё-таки поползёт вниз, а не вверх.

Артём Хорьков,

"Факт и компромат" №12, 30.04.10.