Доброго времени суток, Михаил Николаевич. Надеюсь, это обращение застало вас в добром здравии и приятном расположении духа. Приятным настолько, насколько это возможно в нынешних условиях. Меня зовут Яков Горбунов. Я не являлся ни вашим противником, ни вашим сторонником. Родился и вырос в Астрахани, почти год своей жизни провёл в Бутырке по обвинению в нападении на гей-парад. 

Впоследствии был признан виновным, хотя вину свою не признал, да и признавать особо было нечего – пришёл посмотреть в качестве журналиста, однако ж привлекли в качестве нападающего (хорошо хоть не в качестве защитника). Так что для меня нет ничего очевидного в вашем деле, кроме того обстоятельства, что вы находитесь в СИЗО, а тот, кто вас арестовал – тоже в СИЗО. То есть подумать есть над чем. Вот я и думал долгое время. Потом решил написать вам. Решение пришло осенью, но пишу его только сейчас, несмотря на то, что на дворе апрель.

Я не знаю, где это письмо застанет вас. Возможно, уже на этапе, а может быть даже в Астрахани. Надеюсь, у вас будет желание ответить на него, и это не слишком отвлечёт от подготовки к суду.

Сразу оговорюсь, что я целиком и полностью за свободу, которая лучше чем несвобода и за время нахождения в зазеркалье помогал, как мог, всем обращавшимся в составлении документов. По моим ходатайствам были приняты более тридцати решений по снижению срока, досрочному освобождению, условно-досрочному освобождению в отношении более тридцати человек. Мой принцип прост: «Хорошему человеку в тюрьме делать нечего, а плохому – тем более. Пусть он уйдёт из дома нашего общества и не будет угнетать и без того нерадостную обстановку», поэтому лично я считаю, что с вас достаточно. Это моё личное мнение, оно не совпадает с мнением большинства тех, кто веселится до сих пор в связи с вашим арестом. Первых трёх дней достаточно любому здравомыслящему человеку, чтобы осознать свою жизнь до тюрьмы. Дальше уже идёт просто ненужная процедура исправления, от которой несёт формальностью и более ничем.

Пишу я вам вот зачем. Хотелось бы узнать ваше мнение касательно города Астрахани, как от человека, знающего город, хотя и не родившегося в нём. Я люблю наш город, родился в нём, надеюсь, что вы со мной в этом солидарны и не откажете в услуге внимания и написания ответов. Прежде всего, хочу отметить, что вас тяжело найти – нет адреса в интернете. Мне почему-то думалось, что вас содержат в 99 (тюрьма в тюрьме для особо важных, с точки зрения следствия, персон), но вроде как в самой «Матроске». Стал смотреть ваш твиттер, блог, но ничего там не обнаружил. Точнее, последняя запись в твиттере очень красноречива: «спасибо за информацию. Дал поручение мусор убрать». Это касалось мусора на улице Епишева. Да, есть такая примета, по которой за ушедшим человеком не подметают. Символично. Однако в этом же твиттере больше нет никаких записей, как обрубило. Печально, что приглядывающий за социальными сетями от вашего имени не разместил даже адрес для писем, да и оказания помощи. Всегда приятно получить посылочку, согласитесь. Особенно, когда она от незнакомого человека, но который по доброй традиции решил взгреть узника.

Тишина в интернете, нет группы поддержки. Все те, кто ещё 10 ноября прошлого года прижимались как коты к ногам в предчувствии кормёжки, разбежались как те же коты, поняв, что больше, в общем-то, со стола ничего не перепадёт. Спасибо вам за такое вот открытие ненароком: теперь я вижу тех, кто кинет при первом же атасе. Простите, сорвалось. Сами понимаете, после дома нашего общего язык всяко обогащается старыми новыми словами, выражениями и шутками-прибаутками. Почему же так получилось, Николаич, ответьте на милость? Неужели у вас не было настоящих друзей, которые могли бы устроить кампанию по вашей поддержке? Опять же до суда вы всего лишь подозреваемый, а не обвиняемый даже, а тут только радостные комментарии тех, кто считает, что вам там и место. Там, это где вы сейчас. Но это очень некрасиво – кидать камни о стены тюрьмы, стараясь попасть и в без того претерпевающего скорбь арестанта. Что же произошло, почему никто так и не собрался в группу поддержки, как вы считаете? Я понимаю, что «греют», но вот информационной поддержки явно не хватает, а впереди суд, и фон мог бы повлиять на ход процесса, безусловно. Пусть это будет первым вопросом.

Не обессудьте, что я вот так запросто спрашиваю вас. Я интересуюсь на самом деле, не подумайте чего, но поскольку письмо открытое, всё же больше ориентируюсь на тех, кто будет читать его помимо непосредственно вас и цензора. Пишу, ориентируясь и на него, конечно, чтобы потом не получилось так, что часть письма будет закрашена и мы не сможем получить ответы на закрашенные, замазанные чернилами вопросы.

Как вы считаете, возможно ли развитие Астрахани в максимально сжатые сроки и достижение ей показателей европейского города такой же величины по площади и количеству населения? Мы с вами были свидетелями того, как в максимально короткие сроки вполне себе классный город превратился в то, что сейчас я вижу каждый день, а вы, надеюсь, каждую ночь. Всё же виды Астрахани во сне это лучше, чем вид московского неба на прогулке. Возможна ли эволюция Астрахани в удобный город для всех жителей и туристов? Ну чтобы и инвалид мог на коляске проехать город от и до, не испытывая дискомфорта от того, что он элементарно не может проехать по заграждениям из бордюров и ям. Если да, то что для этого нужно прежде всего сделать.

DSC01086.JPG

Представим идеальную позицию: вы на свободе, у вас солидный бюджет, то есть вполне себе бюджет Астрахани, только с учётом того, что каждая копейка идёт на дело, никто не ворует, не филонит и все реально пашут так, как если бы Астрахань была бы не Астраханью, а шатром для свадьбы, а всяк чиновник суетился бы в нём, как ближайший родственник жениха или невесты, иными словами, если бы работали для города, как для себя на участке, на даче, чтобы вы предприняли и чтобы вы сделали, прежде всего?

По возможности я буду обходить острые вопросы стороной или задавать их, но если вы посчитаете нужным, можете не отвечать на них, конечно. Не ставлю своей целью ухудшить ваше положение, равно как и улучшить тоже. Думаю, вы сами понимаете, что могут дать вам ответы на это обращение, равно и то, что они могут забрать у вас, поэтому полагаюсь более чем полностью на ваше желание ответить на моё письмо.

Какие ошибки вы совершили, что вы сделали не так и что вы сделали бы иначе, если можно было отмотать время назад? Жалеете ли вы о проведённом в кресле мэра времени? Пошли бы вы в то самое солнечное утро испить чаю, если бы вас снова вернуть обратно?

Мне очень заметным показался момент, когда вы при избрании меры пресечения сказали судье, что вы «не совсем преступник», что вы имели в виду под этим? То, что ваша вина не очевидна или то, что якобы совершённое преступление (пишу якобы, потому что приговора не было – я сознательно избегаю оправдания, либо вины адресата) не такое уж и преступление, ведь это не убийство, не насилие и так далее, а всего лишь деньги. Честно говоря, я бы не судил, конечно, строго за какой-то объём бумаги, хотя её делают из деревьев, но это моё личное мнение по всем подобным делам. Ибо штраф, исправительные работы там, где человек может принести пользу, есть лучшее наказание, лучшее исправление и польза обществу.

Вы верующий человек? Ваше отношение к вере изменилось после ареста?

Считаете ли вы, что каждый человек грешен, у каждого есть скелеты в шкафу и попадающий в тюрьму может быть невиновным, но отвечать за свои прошлые проступки? Я в это не очень верю, потому что по такой позиции можно всех при рождении превентивно сажать, чтобы не грешили в будущем, ведь человек, так или иначе, не безгрешен. Впрочем, я отвлёкся.

У вас дома росли деревья, вы ухаживали за ними? Считаете ли вы высадку и полив деревьев по всей Астрахани с капельным орошением реальной мерой для оздоровления микроклимата города? Почему склон у кремля, например, не был засажен деревьями, да и вообще с деревьями в Астрахани расправлялись, как с бешеными собаками, а вот собак бешеных, как раз, не трогали вовсе?

Может быть, вам просто не хватило времени, и нужно было дать вам доработать, чтобы довести все ваши планы в жизнь? А какие у вас были планы касательно Астрахани в целом? Почему город не стал стремительно превращаться в туристическую Мекку? Почему в предвыборной кампании вы использовали слоган «время профессионалов»? До вас были непрофессионалы?

В чём уязвимые места Астрахани, которые со временем станут фатальными чёрными дырами для развития города? Что нужно сделать прямо сейчас, пока не поздно, чтобы разрешить проблему пробок? Ведь это очень печально на самом деле. Очень жарко летом, а весной и вовсе хочется на волю так, словно только что родился, но уже взрослым и сразу в тюрьме. Вас будут судить (собираются, во всяком случае) в Кировском районном суде, а куда делся сквер на месте нового судебного корпуса? Его пересаживали или просто выпилили. Там было тутовое дерево. Приятно было перед заходом в старое здание постоять, поесть ягод как в детстве. Кем вы мечтали стать в детстве? Мы практически не знаем вас, Михаил. А ведь вы управляли городом, в котором мы живём. Что случилось с планами по ливневой канализации и были ли они? Почему дороги у нас напоминают грязевые ванны? Почему на стройках города распоряжением администрации Астрахани не устанавливаются моечные посты для колёс грузовиков? Почему появилась мода ставить блестящие заборы без указания данных о строящемся объекте? Как вы считаете, ваше состояние здоровья связано с тем, что в городе были уничтожены многие и многие деревья? Дают ли торговые центры доход или это бутафория?

Чем вы собираетесь заниматься после освобождения, где жить? Переживаете ли вы за то, что на вас будут косо смотреть одни и, наоборот, всяк пацан с района будет издали кричать «Здарова, Мишаня» и панибратски поднимать вверх кулак? Будете ли вы общаться с теми, кто порвал с вами общение после ареста? И, если не секрет, кто с вами общается до сих пор, пишет письма, поддерживает? Почему вы не обратитесь с просьбой о помиловании к президенту?

Мне бы хотелось широко осветить свою позицию по многим из заданных вопросов, но это открытое письмо к вам. Кстати, почему вы не отказались от поста мэра, когда арест был уже очевиден? Чтобы в суде представить формально работающим или просто насолить кому-то?

Чего вам больше всего не хватает в СИЗО, кроме свободы, близких и связи? Вот чего-то такого, что очень хочется, но этого нет? Что вы сейчас читаете? Что уже прочитали? Очень советую прочитать книгу «Абраг Дата Туташхиа» и «Проект «Атман».

Поверьте, после освобождения Астрахань вам понравится очень и очень сильно. Надеюсь, вы по-своему сможете сделать так, чтобы город стал лучше. Я вот статейки пишу да клумбу во дворе держу. Больше помочь нечем – в мэрию меня на работу не возьмут, хотя надо бы попробовать устроиться. Если всё же возьмут или скажут, что судимость мешает, я вам сообщу. Можете дописать в ответе не для публикации, что вам нужно. Могу книжек загнать, например.

За сим рву строку, пожелав вам всех благ от господа нашего Бога. Удачи на суде. Если вдруг будет закрытым, ходатайствуйте об открытом процессе, тут всем интересно: что же случилось, в конце концов.

Яков Горбунов,

Астраханский общественно-политический еженедельник "Факт и компромат" № 13 (574), 04.04.2014 г.