Историк, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов Борис Якеменко рассказывает о первом отечественном юмористическом журнале, пилотный выпуск которого вышел в этот день 116 лет назад.

«Первого апреля 1908 года в Петербурге вышел первый номер журнала «Сатирикон», открывший новую эпоху в истории русской юмористики. Этот журнал, а за ним и «Новый Сатирикон» стали уникальным явлением в истории русской культуры начала ХХ в. Созданные небольшой группой людей, эти издания на долгие годы определили главное направление отечественной юмористики, не имея себе равных среди юмористических и сатирических изданий начала ХХ века.

Постоянными участниками журнала были заявлены художники Б. Анисфельд, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Дм. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Радаков, Ре-Ми, А. Юнгер, А. Яковлев и др. Писатели А. Аверченко, Вл. Азов, И. М. Василевский, Л. М. Василевский, К. Антипов, С. Городецкий, А. Измайлов, М. Кузьмин, А. Кугель, С. Маршак, О. Л. Д. Ор, А. Радаков, Саша Черный, А. Рославлев, Скиталец, А. Толстой, Тэффи, Н. Шебуев, Н. И. Фалеев, А. Яблоновский и др. Кроме них в журнале сотрудничали Д. Моор, А. С. Грин, В. Маяковский, В. А. Ашкинази, А. С. Бродский, А. Бухов. Редактором журнала был А. Аверченко.

Тематика журнала была очень широкой — литература, культура, общественная жизнь. Выходили специальные номера, посвященные Н. В. Гоголю и Л. Н. Толстому. Полное единодушие редакции наблюдалось в отношении к «современным течениям» в литературе и искусстве — бездарность и претенциозность апостолов новых и нетрадиционных направлений высмеивались талантливо, но порой с оттенком жалости (по выражению Аверченко) к «обиженным судьбою и Богом людям». Знаменитой стала карикатура, на которой стойкому подпольщику, перенесшему страшные мучения («иголки под ногти вбивали»), но не выдавшему тайны, в качестве последнего средства читают «стихи одного футуриста», и этого истязания он уже выдержать не в состоянии.

В 1913 г. между группой сотрудников редакции «Сатирикона» и издателем возник конфликт, приведший к расколу журнала. Так возникло товарищество «Новый Сатирикон», которое стало издательским центром, выпускавшим множество книг отечественных и зарубежных юмористов. Февральскую революцию 1917 года «сатириконцы» приняли восторженно. Что важно, свободный от цензуры журнал сумел сохранить художественный и сатирический уровень. В октябре 1917 года редакция «Нового Сатирикона» раскололась. Часть сотрудников перешла на сторону новой власти, оставшиеся в журнале заняли жесткую антибольшевистскую позицию. Журнал начинает выходить все реже, и в августе 1918 года он был закрыт (выше — первый и последний номер журнала).

Стоит напомнить, что «Сатирикон» был целым «холдингом», который издавал первый в России детский журнал «Галчонок», журналы «Эшафот» и «Барабан», десятки наименований книг, сборники, альманахи, календари.

В 1931 году в Париже бывший издатель «Сатирикона» М. Корнфельд принял решение о возобновлении журнала. Писатель Дон-Аминадо занял в журнале место скончавшегося к тому времени Аверченко. Оформление парижского «Сатирикона» и его внутренняя структура также были выдержаны в стилистике прежнего издания. Точно так же выходили тематические номера. Однако главного совпадения — по духу — не получилось, невзирая на блестящий состав сотрудников, заявленный в объявлении о подписке. С небольшими поправками журнал очень напоминал «Сатирикон» второй половины 1913 года после ухода Аверченко и почти всей редакции. Однако дело, очевидно, было не только в этом — общая полунищая обстановка эмигрантской жизни, царившие в ней тяжелые настроения, не заживающая боль от вынужденной разлуки с родиной — все это сделало парижский «Сатирикон» не столько юмористическим, сколько сатирическим изданием.

Примечательным явлением стала публикация в парижском «Сатириконе» романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», печатавшегося по старой орфографии. Парижский «Сатирикон» просуществовал менее года и закрылся по финансовым обстоятельствам. Было выпущено всего 28 номеров.

«Сатирикона» не стало, но почти все советские юмористические журналы — от «Смехача» и «Лаптя» до «Крокодила» — десятки лет в разных формах заимствовали его оформление, идеи, авторов.».

А вы помните отечественные юмористические журналы? Нужны ли они сегодня? Насколько сатира в состоянии повлиять на общественно-социальные проблемы сегодня? Поделитесь своими мыслями, уважаемые читатели!