Sukhoi Superjet 100: что дальше?

Экономист Константин Двинский анализирует решение о двухлетнем сдвиге программы по поставке отечественных самолетов. Неужели на программе российского самолётостроения можно ставить крест?

«Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) перенесла поставки самолетов МС-21 и импортозамещенного SSJ100 на 2025 и 2026 гг соответственно. В качестве причины были названы "объективные ограничения", которые возникли на завершающем перед началом серийного производства этапе. Изначально первые самолеты должны были поступить в госкомпанию "Аэрофлот" уже в этом году, однако, как говорится, сроки сдвинуты вправо.

Подробности "сложностей" в ОАК не раскрывают, но, судя по приходящей информации, можно сделать вывод, что выход на серийное производство задерживают работы по двигателям. В определенной степени создать авиадвигатель даже сложнее, чем сам самолет. Авиадвигатель – один из самых технологичных, с позволения сказать, товаров. И на его создание уходит, в среднем, 12-15 лет.

Здесь нам, можно сказать, повезло. Работы по ПД-14 начались еще на рубеже 00-х и 10-х годов. Но, как часто это бывает, шли медленно, а сроки постоянно сдвигались вправо. Основная причина заключалась в том, что у государственной машины не было мотивации разработать и запустить в серию ПД-14 и его "братьев" как можно раньше. На те же МС-21 предполагалось изначально устанавливать американский Pratt & Whitney, а SSJ100 до определенной поры спокойно летал на де-факто французских SaM146.

Не считаю нужным сейчас вспоминать прошлое и кусать локти. Поскольку ситуация в авиастроении не сильно отличалась от ситуации в других отраслях экономики. Вроде бы задачи по импортозамещению, развитию технологичных отраслей ставились. И даже велись определенные работы и достигался некоторый результат. Но в том режиме, в каком нужно, начали работать лишь в 2022 году.

Соответственно, два года на доработку как двигателей, так и всего самолета (самолетов) в целом – очень мало. Причины, почему сроки запуска серийного производства переносятся, предельно понятны. Россия сейчас является единственной в мире страной, которая создает самолеты гражданской авиации исключительно на основе отечественных комплектующих. В аналогичной ситуации и Boeing, и Airbus, и, тем более, китайцы просто прекратили бы свое существование. Либо, в лучшем случае, возродили бы производство только через 10-15 лет.

Сомнений в том, что дело будет доведено до конца, нет. Основной вопрос здесь в сроках. По региональным SSJ100 ситуация, в целом, нормальная. В предыдущие годы их наклепали столько, что значительная часть простаивала в ангарах, не расходуя свой ресурс (двигатели SaM146, соответственно, тоже). Тогда шла справедливая на тот момент критика – для чего выпускать столько самолетов, которые не летают. По итогу получилось, что правильно делали, сами того не подозревая.

А вот по среднемагистральным МС-21 ситуация сложнее. Лайнеры такого типа являются наиболее востребованными. Производственные мощности Ту-214 не позволят закрыть потребность на горизонте до 2030 года. Флот B737 и A320 по объективным причинам будет сокращаться. На производство хотя бы в 40-50 МС-21 необходимо выходить максимум в 2028 году. Впрочем, МС-21 в отличие от тех же импортозамещенных SSJ100 или же ИЛ-114 и, тем более, ИЛ-96-400 является наиболее доведенным до ума самолетом. Если поставки действительно начнутся в 2025 году, то разогнать производство будет не так сложно.

Поэтому ждем и не причитаем. Другого ничего не остается».

Своим мнением по поводу прочитанного спешите поделиться в комментариях.